В статье вы узнаете:
Каким может быть максимальный вес грузового автомобиля
Разрешенная масса — это предельный допустимый вес снаряженного авто вместе с грузом, водителем и пассажирами, который устанавливает производитель транспорта.
Допустимая масса — это максимальный вес снаряженной и нагруженной машины, установленный законодательно. В России действуют следующие ограничения:
Число осей | Допустимая масса для одиночных авто (тонн) | Допустимая масса для автопоездов (тонн) |
2 | 18 | 28 |
3 | 25 | 36 |
4 | 32 | 40 |
5+ | 28 | 44 |
Помимо допустимой массы, государство регулирует предельную нагрузку на ось автомобиля. Разрешенные параметры можно уточнить в приложении № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
Как посчитать нагрузку на ось
Осевая нагрузка — это давление всей массы нагруженного транспорта, передаваемое на дорожное полотно через пятно контакта одной колесной пары. Кажется, что ее можно легко посчитать: сложить массу тягача, прицепа и груза, а после — поделить на число осей. На самом деле формула чуть сложнее, так как по передним и задним осям нагрузка распределяется неравномерно.
Для расчета нужно знать вес тягача (М1), прицепа (М2) и груза (М3).
Суммарная нагрузка на прицеп рассчитывается по формуле: (М2+М3)×0,75. Чтобы узнать осевую нагрузку, полученное число нужно поделить на количество осей.
Суммарная нагрузка на тягач равна (M2+M3)×0,25+M1. Нагрузка по осям тягача распределяется неоднородно — на задние ложится 75% от полученного числа, на переднюю — 25%. Если тягач трехосный, общую нагрузку на него нужно умножить на 0,75 и поделить на 2 — узнаете, какая часть веса приходится на каждую заднюю ось.
Чтобы получить более точные данные, можно использовать специальные онлайн-калькуляторы, рассчитывающие нагрузку с поправкой на расстояние между осями.
Каким способом можно загрузить фуру
Чаще всего груз перемещают в кузов через заднюю часть автомобиля с помощью гидроборта, вилочного погрузчика или конвейера. Задняя погрузка подходит как для паллетированных, так и для непаллетированных грузов.
Погрузка сбоку возможна, если автомобиль имеет возможность боковой растентовки. Боковая загрузка с использованием автопогрузчика может быть удобна для перемещения в кузов товаров на паллетах нестандартного размера, листовых и рулонных материалов.
Верхняя погрузка выполняется в автомобили с верхней растентовкой или открытым кузовом. Для загрузки используют кран или специальное оборудование для сыпучих грузов.
Что учесть при погрузке груза на паллетах
Стандартные паллеты по ГОСТ и европаллеты позволяют быстрее загрузить фуру с использованием вилочного погрузчика и дополнительно защитить товары от повреждений во время перевозки.
При перевозке груза на поддонах нужно соблюдать несколько правил:
- Не использовать поврежденные паллеты. Все доски поддона для перевозки должны быть целыми.
- Не перегружать паллеты. Грузоподъемность поддона составляет 1–2 тонны, максимально допустимая высота грузового пакета вместе с паллетой — 180 см.
- Ровно размещать груз. Товар не должен шататься, крениться и съезжать.
- Крепко фиксировать груз на паллетах, чтобы он не сместился в движении. Для закрепления используют ремни и пленку.
Паллеты загружают рядами, чтобы облегчить последующую выгрузку продукции.
Как распределить груз и избежать перегруза
Груз нужно размещать равномерно, в соответствии с расчетами предельной нагрузки на ось. Обычно в передней части размещают самые легкие грузы, в средней части фуры — потяжелее, сзади — самые тяжелые предметы или материалы, так как задние оси способны выдерживать большую нагрузку. Нельзя перевозить груз только в одной части кузова — это может привести к раскачиванию автомобиля во время перевозки.
Вес товаров без поддонов и тары, например, сыпучей продукции, тоже можно распределить равномерно. Для этого нужно разделить грузовые места с меньшей и большей нагрузкой перегородками или другими конструкциями.
Для составления схемы загрузки фуры паллетами удобно использовать специальные программы-планировщики. Они покажут, сколько можно грузить в фуру без перегруза и как расставить груз с учетом допустимой нагрузки на оси.
Как закрепляют грузы в транспорте
Даже при использовании правильной схемы погрузки паллет в транспортное средство с учетом допустимой осевой нагрузки есть риск не пройти проверку на пункте весогабаритного контроля. Это может произойти, если груз сместится во время перевозки. Чтобы такого не случилось, важно надежно зафиксировать его после погрузки — использовать:
- нескользящие маты, блокировочные планки, колодки, штанги, предотвращающие смещение;
- прижимные тросы, ремни, канаты с арматурой для увязки и крепления груза;
- пневматические оболочки и воздушные пакеты для заполнения пустот между грузовыми местами.
Крепкая фиксация помогает не только избежать штрафа за превышение максимальной осевой нагрузки, но и сделать перевозку безопаснее — обеспечить автомобилю устойчивость.
Что будет, если перегрузить фуру
Перегрузки снижают безопасность перевозки, ускоряют износ тормозной системы, рамы, ходовой части и покрышек автомобиля.
За превышение допустимой общей массы транспорта или нагрузки на ось можно получить штраф по ст. 12.21.1 КоАП РФ. Его размеры зависят от величины перегрузки:
Размер штрафа (рублей) | ||||
Размер превышения нагрузки | Собственнику транспорта | Водителю | Должностному лицу, ответственному за перевозку | Юридическому лицу (перевозчику) |
10–20% | 200 000 или 250 000 | 1 000–1 500 | 5 000–10 000 | 50 000–100 000 |
20–50% | 300 000 или 350 000 | |||
>50% | 400 000 |
Если превысить нагрузку на 1–9% от допустимой, то штрафа не будет.
Также в кодексе предусмотрены штрафы за перегруз авто сверх нормы, указанной в разрешении для грузоперевозки, для ответственных за погрузку:
- 80 000–100 000 рублей — для ИП;
- 250 000–400 000 рублей — для юрлиц.
Отсутствие регистрации у бизнеса не поможет избежать ответственности. Перевозчики-физлица платят штрафы как юридические лица.
Как соблюсти все правила загрузки грузового авто
Как вариант — доверить выполнение задачи профессионалам. В компании «Спецавтобаза» можно заказать проведение погрузочно-разгрузочных работ под ключ. Специалисты выполнят все этапы работ:
- Оценят груз, подберут подходящее оборудование и транспорт.
- Составят схему размещения груза в кузове фуры.
- Упакуют и промаркируют грузовые места.
- Погрузят груз в транспорт.
- Зафиксируют объекты в автомобиле.
- Разгрузят и распакуют груз после перевозки.
У нас есть все необходимое: грузоподъемная техника, в том числе автокраны и манипуляторы, такелажное оборудование для безопасного перемещения тяжеловесных объектов, крепежное оснащение для фиксации в автомобиле, квалифицированные стропальщики и такелажники в штате, полис страхования ответственности на 100 млн рублей и большой опыт работы с негабаритными, тяжеловесными, хрупкими грузами.