Соответствие нормативным требованиям

В первую очередь, вилочный погрузчик должен быть официально зарегистрирован в органах Гостехнадзора. Это строгое требование законодательства, поэтому к его выбору нужно отнестись максимально ответственно.

Подтверждением регистрации являются государственные регистрационные знаки (номера), закрепляемые на видном месте. Их отсутствие — явный признак нелегальной техники, которую эксплуатировать запрещено.

Также у оператора погрузчика должно быть специальное удостоверение на право управления данной спецтехникой. В нем указывается тип машины и максимальная разрешенная мощность двигателя в киловаттах. Путать его с обычными водительскими правами категорий B,C,D не стоит.

К сожалению, на рынке аренды спецтехники нередко предлагаются вилочные погрузчики без документов и номеров. Использовать их крайне рискованно:

  • При повреждении дорогостоящего груза будет проблематично установить причину и виновника, ведь нет подтверждения исправности техники.
  • В случае аварии с травмированием людей вся ответственность ляжет на компанию, нарушившую правила эксплуатации опасного оборудования. Последствия могут быть вплоть до уголовного преследования.
  • Работы могут быть остановлены инспекторами Гостехнадзора в любой момент. Штрафы для юридических лиц очень существенны.

Поэтому экономить на аренде сомнительных погрузчиков — себе дороже. Выбирайте проверенных поставщиков, которые предоставляют услуги официально и несут полную ответственность за свою технику.

Тип привода и двигателя

По типу силовой установки вилочные погрузчики делятся на несколько видов:

Электрические. Питаются от аккумуляторных батарей. Самые экологичные и бесшумные, не выделяют вредных выхлопов. Подходят для работы внутри помещений, особенно там, где есть повышенные требования к чистоте воздуха. Идеальный вариант для пищевых производств, фармацевтических предприятий, печатных цехов.

Дизельные. Наиболее мощные и грузоподъемные, способны работать с большими нагрузками длительное время. Характеризуются повышенной проходимостью. Оптимальны для наружных работ и неотапливаемых помещений. Из минусов — шум и загазованность выхлопами.

Бензиновые и газовые. По характеристикам ближе к дизельным, но менее шумные и более экологичные. Газовые погрузчики могут работать как на пропан-бутановых смесях, так и на метане. Также есть модели, способные переключаться между бензином и газом.

Выбор привода зависит от места работы и специфики предприятия. Если нужна максимальная чистота, ваш выбор — электрический погрузчик. Для тяжелых уличных работ лучше подойдут дизельные машины. Газовые и бензиновые агрегаты — оптимальный баланс между мощностью и экологичностью.

 

Грузоподъемность и центр тяжести

Одна из ключевых характеристик вилочного погрузчика — его номинальная грузоподъемность. То есть максимальный вес груза, который он способен безопасно поднять, транспортировать и разместить на заданной высоте.

Самые востребованные на рынке — погрузчики грузоподъемностью 2-3 тонны. Их можно встретить практически на любом складе, производстве, базе. Они достаточно компактны и при этом справляются с большинством стандартных задач.

Средний класс — машины на 5-7-8 тонн. Они уже крупнее и мощнее, способны работать с тяжелыми крупногабаритными грузами как внутри цехов, так и на улице.

Тяжелые вилочные погрузчики поднимают 10 тонн и более. Такие гиганты грузоподъемностью 12-16 тонн обычно эксплуатируются в портах, на крупных промышленных предприятиях, могут грузить даже небольшие контейнеры и рельсовые вагоны. В аренду их предлагают редко, обычно это штучная техника под заказ.

Однако очень важно понимать, что максимальная грузоподъемность достигается при определенном положении центра тяжести (ЦТ) груза. Производитель всегда указывает этот параметр. Обычно для погрузчиков 2-3 тонн ЦТ составляет 500мм, а для 5-7 тонн 600 мм от мачты. То есть если центр тяжести груза расположен на расстоянии 500 мм от мачты, то погрузчик имеет полную грузоподъёмность (наибольшую).

Если же ЦТ расположен, например, в метре от мачты, то грузоподъемность упадет по принципу рычага. Получается, что 3-тонный погрузчик сможет поднять лишь около 1,5 тонны при ЦТ=1000 мм. Чем длиннее «плечо», тем меньше предельный вес.

У тяжелых погрузчиков грузоподъемностью 10 тонн и выше центр тяжести смещен еще дальше — до 600-900 мм, а в отдельных моделях и до 1200 мм. Это позволяет им поднимать крупногабаритные грузы, но плата за это — увеличенные размеры техники и меньшая маневренность.

Поэтому очень важно четко рассчитывать, какие по весу и габаритам грузы предстоит обрабатывать. Если брать погрузчик с большим запасом грузоподъемности, есть риск, что он просто не сможет развернуться и нормально функционировать в стесненных условиях склада или цеха.

Высота подъема груза

Следующий важный параметр — высота, на которую погрузчик способен поднимать груз. У большинства распространенных моделей стандартная мачта обеспечивает подъем на 3-метра. Этого вполне достаточно для погрузки-выгрузки товара из еврофур, а также работы со стеллажами.

Если же нужно работать с более высокими стеллажами или штабелировать грузы выше человеческого роста, потребуется специальная мачта. Они бывают высотой подъема 4,5, 5, 6 метров и более. Некоторые вилочные погрузчик способны поднимать грузы на высоту 6 метров.

Однако не стоит забывать, что с увеличением высоты подъема остаточная грузоподъемность вилочного погрузчика снижается. То есть 3-тонная машина поднимет свои 3 тонны на высоту 3- метра. Но если взять ту же модель с 6-метровой мачтой, то на максимальной высоте она уже сможет безопасно поднять лишь около 1 тонны.

Эта зависимость всегда отражена в паспорте погрузчика и на специальной табличке-диаграмме, размещенной в кабине оператора. Перед началом работ нужно обязательно сверяться с ней и не превышать допустимые пределы. Иначе есть серьезный риск опрокидывания техники вместе с грузом.

Размеры погрузчика и условия работы

При выборе вилочного погрузчика нельзя забывать и про то, в каких условиях ему предстоит работать. В первую очередь это касается размеров проездов, проемов, коридоров на территории склада или цеха.

Например, выбранный погрузчик имеет высоту 2,4 метра, груз тоже 2,4 м в высоту, а ворота склада — 2,43 метра. Казалось бы, должен пройти. Однако при подъеме груза мачта поднимается и  отклоняется назад, и в итоге габаритная высота погрузчика с грузом может достигать 2,5 метра. То есть по факту он уже не сможет проехать в ворота.

Та же история с длиной. Если проходы между стеллажами слишком узкие, то даже компактный погрузчик не сможет развернуться между ними с грузом на вилах. Придется выполнять гораздо больше лишних движений, что существенно снизит скорость работы.

Очень важно учитывать и высоту потолков при работе внутри помещений.

Е если габариты груза полностью перекрывают обзор водителю погрузчика. Тогда по правилам требуется привлечение второго сотрудника — такелажника, который будет находится рядом и руководить движением погрузчика. Здесь хорошая сработанность и понимание между оператором и такелажником — залог безопасности работ.

Функции для работы с разными видами грузов

Современные вилочные погрузчики могут оснащаться различными опциями и навесным оборудованием, которые существенно расширяют спектр решаемых задач:

Свободный ход мачты «вагонный тип»

Каретка с вилами имеет свободный ход по мачте без подъема самой мачты. Незаменимая вещь при работе в помещениях с ограничение по высоте.
Позволяет работать погрузчику внутри контейнеров, вагонов или помещений.

 Позиционер вил

Это механизм бокового смещения вил на каретке. Позволяет из кабины оператора изменять расстояние между вилами погрузчика. При работе с различными грузами является необходимостью т.к. очень сильно экономит время.  На погрузчиках от 7 тонн такая функция часто идет уже «в базе».

Боковое смещение каретки (side shift).

Это механизм бокового смещения вил с грузом на 150-200мм влево/вправо. Он позволяет менять положение груза вправо-влево без маневрирования самой машиной. Очень удобно при погрузке паллет в фуру или контейнер, когда нужна точность до сантиметра, а так же при монтажных работах (установка станка на анкера).

Удлинители.

Стандартная длина вил — 1100-1200 мм. Но если предстоит часто работать с грузами длиной более 2-2,5 метров, стоит заранее позаботиться об удлинителях. Главное требование — вилы должны заходить под груз не мене, чем на 2/3 его длины.
Удлинители в отличие от вил имеют большие размеры и подходят не под все грузы. Поэтому если есть выбор, то всегда  лучше взять в работу вилочный погрузчик с вилами нужной длины 2000мм, 2200мм, 2400мм и т.д.

Захват для рулонов. Специальная насадка на вилы для рулонных грузов — бумаги, металла, различных пленок и т.п. Исключает риск повреждения груза и его произвольного раскручивания.