Человечество тысячелетиями копало землю вручную, используя простейшие орудия труда, до того как промышленная революция XIX века подарила миру экскаваторы. Сегодня без этих мощных машин невозможно представить строительство, горнодобывающую промышленность и многие другие отрасли. Расскажем краткую историю экскаваторов: кто придумал первую машину, когда появились модели с гидравликой, до чего дошел прогресс в наши дни.
Когда и кто изобрел экскаватор
Первый в мире экскаватор появился в Америке. В 1839 году Уильям Смит Отис запатентовал свое изобретение — машину для выемки земли. Она представляла собой деревянную конструкцию с паровым двигателем, установленную на железнодорожные рельсы. Ковш крепился к деревянной стреле, которая могла поворачиваться на 180 градусов.
Изобретение Отиса было революционным для своего времени. Одна машина заменяла работу 50–100 человек с лопатами. Поворотная платформа с ковшом на стреле позволяла технике не только копать, но и перемещать землю в сторону. Хотя первые экскаваторы были медленными и неуклюжими по современным меркам, они быстро доказали свою эффективность и получили широкое распространение.
Как экскаваторы покорили мир
Европейские инженеры старались не отставать от заокеанских коллег.
Британская фирма Priestman Brothers представила в 1880-х свою модель парового грейферного экскаватора, который отличался от американских аналогов более компактными размерами и возможностью работы в ограниченном пространстве.
Немецкая компания Menck & Hambrock в начале XX века поставила землеройную машину на гусеницы.
Во второй половине XX века французский производитель техники Poclain начал выпускать первые гидравлические системы для спецтехники, что значительно повысило ее маневренность и точность работы.
В Российскую империю первые экскаваторы были импортированы в конце XIX века для строительства Транссибирской магистрали. В начале XX века в России началось собственное производство землеройной техники на Путиловском заводе.
В Азии первопроходцем стала Япония, которая начала импортировать американские и европейские землеройные машины в конце XIX века. Вскоре японские инженеры начали адаптировать зарубежные технологии под местные условия и разрабатывать собственные модели.
Как паровые машины превратились в современные
Переход от паровых к дизельным и электрическим машинам начался в 1920-х годах. Дизельные двигатели обеспечивали более высокую мощность при меньших размерах, а электрические экскаваторы были удобны для работы в шахтах и карьерах, где был доступ к электроэнергии.
Настоящий прорыв в экскаваторостроении произошел в 1950-х годах с массовым внедрением гидравлических систем. Гидравлика позволила сделать движения спецтехники намного более точными и плавными.
С развитием технологий экскаваторы стали специализироваться на разных задачах. Появились модели для строительства, горных разработок, добычи полезных ископаемых и других работ. Новые машины оснащаются компьютерными системами управления, безопасности и другими высокотехнологичными решениями.
Найти современную технику для выполнения любых земляных работ можно в каталоге компании «Спецавтобаза №1». Предлагаем арендовать экскаватор с экипажем, готовый к работе на вашем объекте.