Мы уже писали о том, почему к такелажному проекту выгоднее готовиться заранее. Недостаток информации всегда ведет к удорожанию проекта, увеличению сроков и снижению качества. Импровизация на объекте недопустима. Каждый шаг транспортировки и перемещения оборудования должен быть письменно зафиксирован. Каждый участник работы должен знать, что нужно точно делать. Именно для этого необходима инженерная документация.

Схема строповки

По статистике чаще всего оборудование повреждается именно в процессе выгрузки в пункте назначения. Такие работы относятся к категории повышенной опасности, поэтому к ним допускаются только специально обученные квалифицированные стропальщики. Это законодательно закрепленное требование. Цена ошибки очень высока — здоровье людей и сохранность дорогостоящего оборудования.

Схема строповки — это графическое изображение способов строповки груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.

Схема строповки обязательна для работ с использованием подъемных сооружений. Она может быть как самостоятельным документом, так и частью проекта производства работ.

Для типовых грузов, изготовленных по определенному стандарту, таких как стройматериалы, трубы, контейнеры, схемы строповки разработаны и утверждены еще в СССР и опубликованы в открытом доступе: в учебниках, инструкциях и т.д. Как правило, хорошие крановщики возят с собой подборки таких схем. У крановщиков САБ1 такие материалы всегда с собой.

С оборудованием ситуация сложнее. Схему строповки разрабатывает производитель оборудования и прикладывает ее вместе с другими документами по эксплуатации и обслуживании этого оборудования. Но если оборудование не новое, схема часто утеряна и приходится либо запрашивать ее у производителя, либо разрабатывать заново, если не удалось связаться с производителем.

Также есть грузы, производитель которых не разработал схему строповки, так как груз не был предназначен для подъема. Например: автомобили, спецтехника, памятники, рекламные и световые конструкции и практически любые объекты, которые не относятся к промышленности.

САБ1 перемещает памятники и скульптуры для реставрации. Для таких объектов не предусмотрены схемы строповки. Наши инженеры разрабатывают их индивидуально для каждой конструкции.
Время просмотра: 3 мин 26 сек.

Во всех этих случаях требуется изучить характеристики груза (габариты, вес, центр тяжести, особые условия), чтобы определить тип грузозахватных приспособлений и оснастки, точки строповки и необходимые для подъема технику, оборудование. Например, для памятников мы используем круглопрядные текстильные стропы с демпфирующими прокладками. Без схемы строповки нельзя приступать к работам с использованием подъемных сооружений (кранов).

Стропальщик имеет право приступать к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки. Если схемы строповки нет, то в соответствии с Приказом № 461, выгрузка выполняется только в присутствии ответственного за безопасное производство работ. При этом даже в присутствии ответственного работа заведомо опасна, если нет понимания, как правильно поднимать груз.

Схема строповки газотурбинной установки

В проекте производства работ инженер использует схемы строповки, предоставленные производителем оборудования. Если заводская схема строповки отсутствует, нужно направить запрос производителю. Если оборудование б/у, схему строповки следует разработать с учетом центра тяжести, габаритов и параметров груза. Этим занимается инженер с соответствующей квалификацией и опытом.

Зачем заказчику схема строповки?

Схема строповки нужна в следующих случаях:

  • Нет схемы строповки на оборудование.

  • Нужно сократить высоту схемы строповки.

  • Не знаете, как осуществить подъем оборудования, не повредив его.

  • Нет нужного грузоподъемного оборудования для выполнения заводской схемы строповки.

  • Чтобы не нарушать требования нормативно-правовых актов, в частности Приказ №461 от 26 ноября 2020 года «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности».

  • Чтобы подобрать только необходимое оборудование, не оплачивая лишние инструменты.

Технологическая карта

Проект производства работ составляют индивидуально для каждого заказчика под конкретный объект. Но инженер не изобретает велосипед каждый раз, когда приступает к выбору способа такелажных работ. Для каждого вида таких работ существуют разработанные и утвержденные технологические карты.

Технологические карты на погрузочно-разгрузочные и такелажные работы — это специализированный документ на производство типовых работ по безопасной погрузке, разгрузке материалов, оборудования, деталей с применением кранов и подъемников.

Технологическая карта нужна, если одна и та же операция повторяется в одних и тех же условиях. Например, завод производит определенные изделия и каждый день отгружает их со склада. Для этой операции технологическая карта не меняется годами.

Технологические карты в обязательном порядке разрабатывают на все типовые работы по погрузке, разгрузке и перемещению грузов. Они должны соответствовать требованиям:

  • федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

  • правил по охране труда;

  • внутренних норм и правил по перемещению грузов на конкретном объекте.

Говоря простыми словами, технологическая карта — это инструкция, которая подробно и пошагово описывает порядок выполнения конкретного вида такелажных работ с учетом их особенностей. Эта инструкция предоставляется бригаде, которая будет производить работы.

Технологическую карту разрабатывают на конкретную операцию, в то время как ППР — на все этапы работ проекта. По сути ППР состоит из нескольких ТК. Технологические карты являются универсальными стандартизированными документами, которые можно использовать на однотипных работах. Сотрудники, годами выполняющие одну и ту же операцию, могут обойтись и без техкарты, но она необходима, когда состав исполнителей непостоянный.

Виды технологических карт

Различают три вида карт:

  • Типовая или стандартная Разрабатывается для отдельных видов повторяющихся или однотипных операций без привязки к какому-либо объекту.

  • Типовая с привязкой к конкретному объекту Но не описывающая строительных или монтажных процессов.

  • Индивидуальная Разработка документа с учетом всех аспектов и условий, включая месторасположение объекта.

Зачем заказчику технологические карты?

  • Наличие ТК на каждую операцию минимизирует риск срыва проекта, простоев, возникновения непредвиденных ситуаций.

  • ТК исключает какие-либо импровизации при выполнении стандартных операций. Даже новички могут их выполнять, если есть ТК.

Наличие технологической карты у подрядчика говорит:

  • Об уровне инженерной компетенции. В такой компании технологии работы определяют инженеры, а не такелажники.

  • Об опыте работы с вашим видом оборудования. Но даже если готовой ТК для работы в ваших условиях нет, опытный проектировщик ее быстро разработает.

Если вы обращаетесь к такелажной организации, а у нее уже есть разработанная технологическая карта по выполнению нужных вам работ, это большой плюс в пользу подрядчика. Это означает, что он не раз выполнял подобные работы и имеет большой опыт в их реализации.

Проект производства работ

Что такое проект производства работ (ППР)

Любой такелажный проект должен начинаться со сбора вводных для инженерных расчетов. Для этого на объект выезжает штатный инженер подрядчика и фиксирует все, что нужно учесть при разработке проекта производства работ.

Проект производства работ (ППР) — это организационно-технологический документ, который содержит в себе:

описание последовательности, технологии, сроков производства работ,

информацию о контроле качества,

перечень необходимых материальных, технических ресурсов, машин и механизмов,

информацию об охране труда, противопожарной и экологической безопасности.

В отличие от техкарт, ППР нужен именно когда процесс нетиповой. Он применим только к конкретному проекту и к каждому его этапу. Это документ, который позволяет:

  • сократить издержки,

  • предупредить простои,

  • избежать конфликтов на площадке по рабочим решениям,

  • передать фронт работ от одного подрядчика к другому,

  • предупредить возможные срывы поставки материалов, машин и механизмов.

ППР, как инструкция по сборке мебели, четко описывает последовательность всех действий, которые должны быть выполнены. Документ должен отвечать всем действующим нормам и требованиям в области промышленной безопасности.

Из чего состоит ППР
Такелажный проект состоит из нескольких операций. Например:

  • Выгрузить оборудование из транспортного средства.

  • Переместить оборудование к месту установки.

  • Установить оборудование на фундамент.

Часть из этих операций — типовые, а часть — нестандартные. Проект производства работ включает в себе описание типовых операций (техкарты), схемы строповки и описание нетиповых операций.

Как будут выполнены нетиповые операции, определяет разработчик ППР — аттестованный Ростехнадзором инженер. Это сложная экспертная работа, поэтому у исполнителя должно быть профильное образование и достаточный опыт. Он разрабатывает технологию, как наиболее безопасно и экономически эффективно выполнить эту нестандартную часть работы.

От чего зависят инженерные решения:

  • особенностей места выполнения работ (габариты проемов, несущие способности перекрытий и т.п.);

  • расстояния до зданий и сооружений;

  • мест крепления грузозахватных приспособлений и оснастки;

  • особенностей груза.

Проект производства такелажных работ фактически представляет собой пошаговое описание реализации проекта и включает в себя:

  • Подготовку места производства работ

  • Подготовку оснастки, грузозахватных приспособлений, инструмента, вспомогательных материалов

  • Мероприятия по производству работ

  • Технологию производства работ

  • Перечень необходимой спецтехники для реализации проекта

  • Технические характеристики техники

  • Перечень необходимого такелажного оборудования и инструментов

  • Состав такелажной бригады

  • Способ выполнения работ с учетом особенностей площадки и помещения

  • Контроль качества

  • Раздел по охране труда

  • Нормативно-техническую документацию

  • Графическую часть

  • Инженерные расчеты по соблюдению ТЗ заказчика

Какие факторы должен учитывать ППР с применением кранов:

  • соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

  • обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

  • условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

  • условия безопасной работы нескольких кранов с применением соответствующих приборов и устройств безопасности;

  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;

  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.);

  • разрез здания на полную высоту, при положении стрелы крана над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром – выступающих металлоконструкций крана при повороте на 180°;

  • отметки верха, парапета;

  • безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), а также высоты стропов (траверсы);

  • безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;

  • размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы);

  • техническое заключение о грунтах;

  • генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;

  • требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства;

  • и даже расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания рабочих, питьевых установок и мест отдыха.

Почему нельзя работать без ППР

Без инженерных расчетов нельзя приступать к такелажу. Последствия могут быть самыми тяжелыми для заказчика:

  • повреждение оборудования;

  • потеря гарантии на оборудование;

  • отказ в страховой выплате по причине несоблюдения требований страховой;

  • нарушение требований безопасности;

  • порча внутренней или внешней отделки помещений;

  • срыв сроков проекта;

  • и, наконец, возможное нанесение вреда жизни и здоровью участников такелажа, что грозит возбуждением уголовного дела.