Verification: bd5b95ed55b0d50e
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Как к вам обращаться:
Телефон
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Основы

Зачем нужны ППР, схема строповки и технологическая карта

Мы уже писали о том, почему к такелажному проекту выгоднее готовиться заранее. Чтобы разгрузка и установка оборудования прошли без происшествий и форс-мажора, важно подготовить основательный фундамент под реализацию проекта — инженерную документацию. Именно она определяет каждый шаг выполнения проекта.
Что вы узнаете

Схема строповки

По статистике чаще всего оборудование повреждается именно в процессе выгрузки в пункте назначения. Такие работы относятся к категории повышенной опасности, поэтому к ним допускаются только специально обученные квалифицированные стропальщики. Это законодательно закрепленное требование. Цена ошибки очень высока — здоровье людей и сохранность дорогостоящего оборудования.
Схема строповки обязательна для работ с использованием подъемных сооружений. Она может быть как самостоятельным документом, так и частью проекта производства работ.

Для типовых грузов, изготовленных по определенному стандарту, таких как стройматериалы, трубы, контейнеры, схемы строповки разработаны и утверждены еще в СССР и опубликованы в открытом доступе: в учебниках, инструкциях и т.д. Как правило, хорошие крановщики возят с собой подборки таких схем. У крановщиков САБ1 такие материалы всегда с собой.

С оборудованием ситуация сложнее. Схему строповки разрабатывает производитель оборудования и прикладывает ее вместе с другими документами по эксплуатации и обслуживании этого оборудования. Но если оборудование не новое, схема часто утеряна, и приходится либо запрашивать ее у производителя, либо разрабатывать заново, если не удалось связаться с производителем.

Также есть грузы, производитель которых не разработал схему строповки, так как груз не был предназначен для подъема. Например: автомобили, спецтехника, памятники, рекламные и световые конструкции и практически любые объекты, которые не относятся к промышленности.

Во всех этих случаях требуется изучить характеристики груза (габариты, вес, центр тяжести, особые условия), чтобы определить тип грузозахватных приспособлений и оснастки, точки строповки и необходимые для подъема технику, оборудование. Например, для памятников мы используем круглопрядные текстильные стропы с демпфирующими прокладками. Без схемы строповки нельзя приступать к работам с использованием грузоподъемных механизмов.
Схема строповки — это графическое изображение способа строповки груза с указанием необходимых грузозахватных приспособлений.
Стропальщик имеет право приступать к выполнению работ по обвязке и зацепке груза только после ознакомления со схемой строповки. Если схемы строповки нет, то в соответствии с Приказом № 461, выгрузка выполняется только в присутствии ответственного за безопасное производство работ.
Схема строповки газотурбинной установки
В проекте производства работ инженер использует схемы строповки, предоставленные производителем оборудования. Если заводская схема строповки отсутствует, нужно направить запрос производителю. Если оборудование б/у, схему строповки следует разработать с учетом центра тяжести, габаритов и параметров груза. Этим занимается инженер с соответствующей квалификацией и опытом.

Технологическая карта

Проект производства работ составляют индивидуально для каждого заказчика под конкретный объект. Но инженер не изобретает велосипед каждый раз, когда приступает к выбору способа такелажных работ. Для каждого вида таких работ существуют разработанные и утвержденные на предприятии технологические карты.
Технологические карты на погрузочно-разгрузочные и такелажные работы — это специализированный документ на производство типовых работ по безопасной погрузке, разгрузке материалов, оборудования, деталей с применением кранов и подъемников.
Технологическая карта нужна, если одна и та же операция повторяется регулярно. Например, завод производит определенные изделия и каждый день отгружает их со склада. Для этой операции технологическая карта не меняется годами.

Технологические карты в обязательном порядке разрабатывают на все типовые работы по погрузке, разгрузке и перемещению грузов. Они должны соответствовать требованиям:

  • федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • правил по охране труда;
  • внутренних норм и правил по перемещению грузов на конкретном объекте.
Говоря простыми словами, технологическая карта — это инструкция, которая подробно и пошагово описывает порядок выполнения конкретного вида такелажных работ с учетом их особенностей. Эта инструкция предоставляется бригаде, которая будет производить такелажные работы.

Проект производства работ

Любой такелажный проект должен начинаться со сбора вводных для инженерных расчетов. Для этого на объект выезжает штатный инженер подрядчика и фиксирует все, что нужно учесть при разработке проекта производства работ.
Проект производства работ — это специализированная документация, которая содержит технологические и организационные решения выполнения такелажных работ. В отличие от технологической карты, ППР нужен именно когда процесс нетиповой.
Такелажный проект состоит из нескольких операций. Объект нужно:

  1. Переместить.
  2. Погрузить.
  3. Выгрузить из автомобиля.
  4. Закрепить на автомобиле.
Часть из этих операций — типовые, а часть — нестандартные. Проект производства работ включает в себе описание типовых операций (техкарты), схемы строповки и описание нетиповых операций.

Как будут выполнены нетиповые операции, определяет составитель ППР — инженер. Это сложная экспертная работа, поэтому у исполнителя должно быть профильное образование и достаточный опыт. Он разрабатывает технологию, как наиболее безопасно и экономически эффективно выполнить эту нестандартную часть работы.

От чего зависят инженерные решения:

  • особенностей места выполнения работ (габариты проемов, несущие способности перекрытий и т.п.);
  • расстояния до зданий и сооружений;
  • мест крепления грузозахватных приспособлений и оснастки;
  • особенностей груза.
Проект производства такелажных работ фактически представляет собой пошаговое описание реализации проекта и включает в себя:

  • Подготовку места производства работ.
  • Подготовку оснастки, грузозахватных приспособлений, инструмента, вспомогательных материалов.
  • Мероприятия по производству работ.
  • Технологию производства работ.
  • Перечень необходимой спецтехники для реализации проекта.
  • Технические характеристики техники.
  • Перечень необходимого такелажного оборудования и инструментов.
  • Состав такелажной бригады.
  • Способ выполнения работ с учетом особенностей площадки и помещения.
  • Контроль качества.
  • Раздел по охране труда.
  • Нормативно-техническую документацию.
  • Графическая часть.
  • Инженерные расчеты по соблюдению ТЗ заказчика.
Какие факторы должен учитывать ППР с применением кранов:

  • соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

  • обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

  • условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

  • условия безопасной работы нескольких кранов с применением соответствующих приборов и устройств безопасности;

  • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;

  • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.п.);

  • разрез здания на полную высоту, при положении стрелы крана над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром - выступающих металлоконструкций крана при повороте на 180°;

  • отметки верха, парапета;

  • безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), а также высоты стропов (траверсы);

  • безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения;

  • размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы);

  • техническое заключение о грунтах;

  • генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;

  • требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства;

  • и даже расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания рабочих, питьевых установок и мест отдыха.
Инженерные расчеты необходимы для безопасной реализации такелажного проекта. Проект производства сводит к минимуму риски для заказчика, такие как:

  • повреждение оборудования;
  • потеря гарантии на оборудование;
  • отказ в страховой выплате по причине несоблюдения требований страховой;
  • нарушение требований безопасности;
  • порчу внутренней или внешней отделки помещений;
  • срыв сроков проекта;
  • возможное нанесение вреда жизни и здоровью участников такелажа, что грозит возбуждением уголовного дела.
Использование подъемных сооружений регламентирует обновленный в конце 2020 года приказ Ростехнадзора.

Выводы

Выгрузка и перемещение оборудования и других крупных объектов невозможны без применения автокрановой и другой специальной подъёмной техники. Такая техника относится к категории опасных производственных объектов, работа которых регламентирована Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В соответствии с п.101,102 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, работы по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования с применением ПС должны выполняться по разработанным в соответствии с федеральными нормами и правилами проектами производства работ, технологическими картами или ППР с ТК в зависимости от специфики выполняемых работ.

Неправильная строповка — одна из основных причин аварий и несчастных случаев при производстве работ грузоподъемными кранами. Даже опытный стропальщик может совершить ошибки, самостоятельно выбирая способ строповки, поэтому на все перемещаемые грузы ППР должен включать в себя схемы строповки.

ППР, ТК и схемы строповки разрабатывают эксплуатирующие или специализированные организации в соответствии с правилами по охране труда, а также федеральными правилами и нормами промышленной безопасности.
Читайте также
Смотреть больше
Подробно о такелажных работах
полезная информация!
Получить бесплатную консультацию
Если есть вопросы по технике безопасности, оставьте контакты, и наш специалист свяжется с вами.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.