Самосвалы большой грузоподъемности используются для перевозки тяжелых пород в сложных условиях карьеров. Такие модели часто имеют огромные размеры и вместительный кузов, высокопрочную конструкцию, способную выдержать удары ковша и регулярную нагрузку.

Расскажем, какие решения для карьеров предлагают ведущие производители спецтехники, каких размеров модели бывают и чем отличаются. Вы также узнаете, как называется большой самосвал, попавший в книгу рекордов Гиннеса.

Liebherr T 284

Самая большая грузоподъемность самосвала Liebherr — у модели T 284. В нее можно загрузить 363 тонны груза.

Эта машина входит в число самых больших самосвалов в мире. Ее высота — 8,3 м, длина — 15,7 м, ширина — 9,7 м. При этом модель является самой легкой в линейке горных землевозов производителя — ее собственный вес составляет всего 605 тонн. Такого показателя удалось достичь благодаря облегченной конструкции с размещением литых элементов и компонентов повышенной жесткости в зонах наибольшей нагрузки.

Техника поставляется с разными двигателями мощностью до 4023 л.с. Дизель-электрическая трансмиссия обеспечивает экономию топлива без потери мощности и высокую скорость передвижения самосвала.

Модель оснащается эргономичной кабиной и продвинутыми системами безопасности.

Caterpillar 797F

Модель карьерного самосвала от американского бренда чуть уступает предыдущему варианту по размерам. Ее высота — 7,4 м, длина — 15 м, а ширина — 9,5 м. При этом грузоподъемность та же — 363 тонны, а объем кузова «с шапкой» составляет 240-267 м³ в зависимости от модификации.

Машина весит 623 тонны. Большая часть веса приходится на раму, состоящую из 9 литых частей. Радиальные детали отличаются достаточной упругостью на изгиб и обеспечивают долговечность. Конструкция устойчива к ударным нагрузкам и может эксплуатироваться в условиях холодного климата.

Землевоз Caterpillar 797F оснащается мощным двигателем на 4000 л.с., поэтому может передвигаться со скоростью до 60 км/ч даже в загруженном состоянии.

Модель оборудована семискоростной трансмиссией, гидротрансформатором со встроенной блокировкой и электронной системой управления сцеплением.

Производитель оптимизировал конструкцию для безопасной работы. Большой самосвал укомплектован комфортной и надежной кабиной, радарами и видеокамерами для обнаружения людей в зоне работы.

Komatsu 980E-4

Рассказывая про большие карьерные самосвалы нельзя не упомянуть модель 980E-4 от ведущего японского производителя спецтехники. Гигантский землевоз весит 625 тонн и перевозит груз весом до 369 тонн.

Komatsu 980E-4 больше чем Caterpillar 797F. Его параметры:

  • длина — 15,7 м;
  • ширина — 10 м;
  • высота — 8 м.

За беспроблемное передвижение нагруженного тяжелого самосвала со скоростью до 61 км/ч отвечает двигатель Komatsu мощностью 3393 л.с.

Модель укомплектована электромеханической трансмиссией, пневмогидравлической подвеской и надежной рамой, усиленной литыми деталями в самых высоконагруженных местах.

Особенность всех самосвалов бренда — конструкция с опорным рычагом и креплением к верхней опоре на передней подвеске. Эта деталь делает движение загруженной техники плавнее.

Hitachi EH5000AC-3

Модель EH5000AC-3 — самая маленькая в рейтинге, но самая мощная и большая в линейке самосвалов производителя. Ее расчетная масса составляет 500 тонн, а грузоподъемность — 296 тонн. Геометрические параметры машины:

  • длина — 15,5 м;
  • ширина — 8,6 м;
  • высота — 7,5 м.

Самосвал оснащается производительным двигателем мощностью 2850 л.с., электрическим приводом с сенсорами на каждом колесе и гидравлическими тормозами.

Жесткая стальная рама Hitachi EH5000AC-3 устойчива к различным нагрузкам. Ребра жесткости на кузове, вмещающем груз объемом 202 м³, усиливают его прочность и равномерно распределяют нагрузку.

Большой самосвал укомплектован системой зеркал и камер, а также датчиками на основных узлах. Эти компоненты передают данные о состоянии и работоспособности механизмов на приборную панель.

Самый большой самосвал — БелАЗ-75710

Лидер рейтинга — машина, выпущенная Белорусским автомобильным заводом. Модель БелАЗ-75710 впервые была представлена в 2013 году. Размеры гиганта впечатляют:

  • высота — почти 9,9 м;
  • длина — 20,6 м;
  • ширина — 8,3 м.

Весит этот «здоровяк» 840,5 тонн — примерно как 2 загруженных самолета Airbus A380.

БелАЗ-75710 дважды попал в книгу рекордов Гиннеса — как самый большой самосвал в мире и как автомобиль с самым вместительным кузовом.

Машина создана для эксплуатации на открытых месторождениях и транспортировки горной массы из глубоких карьеров. Номинальная грузоподъемность самого большого самосвала в мире — 450 тонн. Техника может перевезти и больше. В ходе испытаний в январе 2014 года автомобиль проехал по полигону с грузом массой 503,5 тонны.

Карьерный самосвал БелАЗ: характеристики

Модель оснащается двумя 4-тактными дизельными моторами производства немецкого бренда MTU. Общая мощность — 4600 л.с. Экологический класс — Tier 1.

Трансмиссия включает в себя 2 генератора и 4 электромотора мощностью 1200 кВт каждый.

Тормозная система состоит из двухдисковых гидравлических тормозов на каждом колесе, тяговых электромоторов вспомогательной системы и стояночного тормоза.

Кузов машины вмещает в себя груз объемом 268,3 м³.

Как устроен БелАЗ изнутри

Моторный отсек машины по площади сравним с комнатой, по нему можно свободно передвигаться. В этой части находятся два дизельных мотора мощностью более 2000 л.с. Каждый ДВС оснащен жидкостным охлаждением, предпусковым подогревателем и собственным электрогенератором — с его помощью подается ток на мотор-колеса.

В систему электропривода также входят шкаф управления с инверторами, вентиляторы обдува и установка вентиляции тормозных резисторов.

Для экономии топлива при движении ненагруженного самосвала включается только один из двигателей.

Выхлопные газы одного двигателя отводятся глушителями, второго — через газоприемник, выведенный на платформу. Это позволяет подогревать кузов и предупредить примерзание грунта при минусовых температурах.

Гидравлическая система самосвала состоит из насосной станции, гидроцилиндров и общего бака с гидравлической жидкостью для тормозов, цилиндров опрокидывания и поворота.

В рулевой гидравлике имеется по два гидроцилиндра на каждый мост. Они позволяют гиганту разворачиваться, пусть и с относительно небольшим радиусом — 19,8 м при «сложенных» мостах.

Просторная двухместная кабина оснащается регулируемым креслом для водителя и обычным — для пассажира. Для комфорта оператора предусмотрены удобно расположенные органы управления, эргономичная и информативная приборная панель, климат-контроль и аудиосистема, а для безопасности — система кругового обзора и радары, реагирующие на приближение человека.

Также в комплектацию входят система пожаротушения, контроля загрузки топлива и давления в шинах.

Отличительные внешние черты

Рама спецтехники изготовлена из сверхпрочной стали и отличается наличием двух поворотных шарнирных элементов — они нужны для поворота мостов.

Максимальная скорость БелАЗ-75710 составляет всего 64 км/ч, поэтому его транспортировка на объект железнодорожным транспортом будет быстрее и обойдется дешевле. Кроме того из-за большой массы машину нельзя перегонять по дорогам общего пользования. Поэтому самосвал имеет разборную конструкцию: с платформы снимаются борта, а основная часть разбирается на 3 детали. Для сборки используются наварные швеллеры, крюки и цепи.

Платформу с рамой соединяют мощные тросы. Они нужны на случай отказа гидроцилиндра, в экстренном случае эта деталь сможет удержать кузов.

Модель комплектуется шинами размера 59/80R63, каждая весит 5,5 тонны. Такие сверхкрупногабаритные покрышки производят компании «Белшина», Bridgestone, Michelin и Goodyear.

На боковой части находится индикатор, демонстрирующий показания встроенных весов.

Производство и сборка

Более 50% компонентов БелАЗ-75710 — импортного производства. Например, сталь для изготовления рамы закупается в Швеции, двигатели MTU, электрика Siemens и подшипники IMO — в Германии. Гидравлическую насосную станцию Bosch Rexroth и другие системы тоже завозят из-за рубежа.

При этом большинство компонентов производятся под заказ, по чертежам БелАЗ. Например, сталь Weldox (Strenx) для рамы поступает на белорусский завод сразу в виде раскроенных заготовок, так как на предприятии нет оборудования для обработки настолько твердого материала.

Конвейерные линии завода рассчитаны на сборку автомобилей грузоподъемностью до 220 тонн, поэтому модель 75710 собирают вручную. Строить новый конвейер для изготовления гигантских самосвалов нецелесообразно — массовое производство автомобиля не ведется, самые большие самосвалы выпускают индивидуально под заказ. За срок, превышающий десятилетие, БелАЗ собрал всего несколько самосвалов 75710.

Особенности эксплуатации

БелАЗ-75710 может работать в любом климате, так как рассчитан на температурный режим от −50 до +50 °C. В зависимости от климатической зоны, в которой будет эксплуатироваться карьерный самосвал БелАЗ, заказчик может выбрать северную или тропическую комплектацию.

Модель укомплектована двумя топливными емкостями на 2800 литров дизеля. Заправка полных баков позволяет эксплуатировать его непрерывно в полностью загруженном состоянии в течение 12 часов. Так как техника обычно совершает несколько циклов загрузки и разгрузки и часть пути преодолевает с пустым кузовом, топлива может хватить на всю суточную смену.

Модель рассчитана на беспроблемную эксплуатацию в течение 5–6 лет. Теоретически, она может прослужить и дольше. Но на практике узлы и механизмы карьерной спецтехники изнашиваются очень быстро — из-за интенсивной работы в сложных условиях карьера, с повышенной нагрузкой, в режиме 24/7 с недолгими перерывами на заправку и осмотр при пересменке.