Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Как к вам обращаться:
Телефон
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Инструкция

Как появились такелажные работы

История такелажа от Древнего Египта до наших дней
Использовать специальные приспособления, чтобы перемещать тяжелые грузы, люди научились в глубокой древности. Как началась история такелажа, рассказываем в этой статье.
Что вы узнаете

Такелаж в Древнем Египте

Если бы мифический герой Сизиф обратился к профессиональным такелажникам, чтобы поднять свой негабаритный груз, ему не пришлось бы страдать и безуспешно катить камень в гору.
Сизифов труд не был бы безуспешным, если бы на помощь ему пришли такелажники
Другое дело — египетские фараоны. Именно они стали одними из первых в истории заказчиков такелажных работ. Как им удалось без подъемников, кранов и погрузчиков перемещать каменные глыбы весом в десятки тонн? Изобретательные египтяне придумали использовать для этого первые такелажные приспособления: пандусы, рычаги, настилы и повозки.

Пандусы

Для строительства Пирамиды Хеопса в Гизе использовали каменные блоки весом от 25 до 80 тонн. Чтобы не рисковать жизнью и здоровьем рабов, египтяне сконструировали ровные пандусы с небольшим углом наклона по периметру пирамиды.
По всей длине пандусов устанавливали столбы и фиксировали на них веревки. Так рабочим было легче передвигаться, а груз не скатывался вниз.
Пример из практики САБ1. Пандусы для преодоления перепада высот до сих пор используют в такелажных работах. Наша бригада монтировала такие приспособления для безопасной установки нового Bentley Flying Spur в шоуруме.

Салазки для груза и валы для перемещения

Инженеры того времени понимали, что чем меньше трения между грузом и поверхностью, тем легче и быстрее его перемещать. Для этого салазки с грузом придумали ставить на цилиндрические валы, на которых катили каменные блоки.
Пример из практики САБ1. Сейчас по похожему принципу работают современные гидравлические толкатели, скиддинг-системы, а также конвейеры.

Домкраты или рычаги

В 1993 году итальянец Луис Альбертелли предположил, что египтяне могли использовать систему рычагов, с помощью которых перемещали 30-тонные конструкции вдоль граней пирамиды. В качестве противовеса использовали вес рабочих.
Современная замена таким рычагам — такелажные ломы и низкоподхватные гидравлические домкраты.
На каждый объект бригады САБ1 берут с собой такелажные ломы и домкраты с нижним подхватом надежного немецкого производителя GKS-PERFEKT.

Первые такелажники на морских судах

И хотя такелажными работами люди занимались со времен изобретения колес, рычагов и повозок, сама профессия получила распространение во времена развития мореходства в средние века. Голландский термин takelage означал подъемные снасти на кораблях. А матросов, которые поднимали на судна шлюпки и грузы, стали называть такелажниками. Почему не грузчиками?
В обязанности таких матросов входило не просто загружать и разгружать судно, а работать со снастями, подъемниками, спускать грузы в трюм, управлять курсом корабля за счет переноса тяжелых грузов. Для этого требовалось больше умений, чем просто физическая сила.
В морском деле различают два вида такелажа — стоячий и бегучий. Первый — отвечает за удержание устройств для постановки парусов в определенном положении. Стоячий такелаж всегда остается неподвижным.
Современный Российский парусник Крузенштерн.

Любопытный факт! Все слышали или даже говорили фразу «Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход». Но мало кто знает, что Крузенштерн не пароход, а парусник. Более того, при спуске с верфи в Гамбурге он был назван «Падуя» в честь города в Итальянской провинции. А Крузенштерном он стал после передачи в собственность Советскому Союзу по репарации.

Получается история, как с морской свинкой, которая не морская и не свинка. Пароход Крузенштерн не пароход и не Крузенштерн.
Если в стоячем такелаже оба конца каната закреплены для удержания, то в бегучем — один конец привязан, а второй позволяет регулировать высоту и положение. Бегучий такелаж — это тросы и цепи судна для:
  • подъема тяжестей и подачи сигналов;
  • уборки и постановки парусов;
  • подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей системы парусов.
С помощью бегучего такелажа парусов в основном и изменяют скорость и направление движения судов. Такелажники должны были знать все нюансы системы управления парусами и разбираться в типах парусного вооружения.
Одна из снастей бегучего такелажа - талрепы.
В те времена судна загружали вручную. Если пассажиров было мало, каюты использовали под груз и наоборот — при высоком спросе пассажиров-эмигрантов сажали в помещения для груза.
Погрузка мешков с кофе на пароход, отплывающий в Европу.
Но тяжелые грузы, например, шлюпки, загружали, используя стоячий и бегучий такелаж. Их поднимали на цепях и канатах, а для распределения нагрузки использовали блоки и тали, которые применяют до сих пор.
Такелажные инструменты: блок и таль
Чтобы заработать на жизнь после службы на флоте, такелажники свои навыки применяли на суше: перемещали тяжелые грузы, в том числе и с помощью морских снастей. Так профессия стала востребованной, а термин закрепился в обществе.

Такелаж в России

Такелажные работы развивались и становились все сложнее, в том числе и в России. В истории сохранилось немало примеров легендарных такелажных проектов.

Установка гром-камня

В 1768 году по приказу Петра I началась подготовка к перемещению мегалита, ставшего основой пьедестала Медного всадника. Подходящую глыбу предложил поставщик строительного камня Семен Вишняков. У него не получилось расколоть ее на куски, поэтому продажа целиком была для него выгодна. Оплата по тем временам была солидная — целых 100 рублей.
Камень находился в окрестностях деревни Конная Лахта. Считается, что молния ударила в гранитную скалу, отколов от нее кусок, который и получил название Гром-камня. Изначально глыба весила около 2000 тонн, но во время транспортировки его обтесали, убавив вес до 1500 тонн.
Интересный факт: котлован, оставшийся после камня, постепенно наполнился водой. Сейчас этот водоем — памятник природы. Его называют Петровским прудом.
Перед перевозкой инженеры Петра проводили испытания на моделях. Так нашли лучшее решение: установить камень на деревянную платформу и перекатить его по двум желобам. Поднимали камень с помощью рычагов и домкратов, предварительно обвязав его для страховки.
Старт работ по перевозке Гром-камня — 26 сентября 1768 года. Для этого задействовали около 400 рабочих.
В практике САБ1 похожий способ использовали для перемещения 23-тонного водонагревательного котла
До пристани камень перемещали целых пять месяцев в зимний период, чтобы замерзшая дорога могла выдержать нагрузку. А затем еще пять месяцев ждали, чтобы отправить его по реке в Петербург. Перевозили между двумя парусными краерами.
Камень продолжали обрабатывать и во время перемещения. Ежедневно над этим работали 48 камнетесов.
Гром-камень прибыл на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Спустя 12 лет второй памятник Петру I был торжественно открыт. Размер глыбы к тому времени значительно уменьшился.

Подъем Царь-колокола

Один из самых грандиозных такелажных проектов 17 века — подъем царь-колокола весом более 200 тонн на звонницу. Русские литейщики отлили его из остатков годуновского колокола, но как поднять — не придумали.
Решение предложил изобретательный царский привратник, имя которого не сохранилось. Однако, разные источники сообщают, что на момент подъема ему было не больше двадцати четырех лет. Он придумал поочередно с каждой стороны колокола подводить под край огромное бревно и использовать его как рычаг. Свободный конец бревна тянули вниз при помощи полиспаста и деревянного ворота и под приподнятый край колокола подкладывали новое бревно и так далее с каждой стороны.

Сруб рос, а вместе с ним все выше поднимался царь-колокол. Для облегчения подъема к колоколу прикрепили цепи и перекинули их через валы воротов. Для противовеса использовали деревянные платформы, нагруженные камнями.
Необычный такелажный проект длился девять месяцев. А изобретенную технологию применяют до сих пор.
Например, команда «САБ1» с её помощью установила в приямок колесотокарный станок весом 13 тонн в депо Московского метрополитена. Работу выполняли в помещении, габариты которого не позволяли использовать автокран или портальную систему. Такая не самая современная на первый взгляд технология отлично подходила техническим условиям проекта. Кроме того, позволила заказчику сэкономить на привлечении дорогостоящего оборудования.
Заказчик остался доволен: быстрый подъем станка позволил, наконец, запустить вагонное депо.
Кстати, через 168 лет этот же колокол после пожара и повторного отлива поднимал уже знаменитый архитектор Огюст Монферан, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Этот процесс он подробно описал в своих дневниках:
Огюст Монферан
создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
«28-го марта 1836 г. я приехал в Москву, чтобы вынуть Царь-колокол из земли, в которой он находился более века. Первое, что я сделал, это приказал вынуть вокруг колокола всю землю на глубине 30 футов и поставил сруб для предупреждения обвала земли. После этого, я приступил к сооружению лесов, которые вместе с другими приспособлениями были готовы через шесть недель.

30-го апреля я отправился за приказанием военного губернатора и членов комитета по постройке Кремля, которые и решили, что колокол будет подниматься на следующий день. После моего сигнала, рабочие и окружавший народ перекрести­лись, вороты заработали. Послышался треск лесов от натянувшихся канатов, но все скоро затихло, так как казалось они были достаточно прочны, и все увидали поднимавшийся колокол, тащивший за собой часть железной решетки, на которой он стоял...

Блестяще выполненный подъем длился 42 минуты 33 секунды, к большому удовольствию восхищенных жителей, осматри­вавших висевший колокол. Сейчас же прикрыли яму крепким по­мостом из бревен, на который поставили полозья на катках (тележ­ка) и опустили на них колокол. Затем передвинули на пьедестал, где он и был 26-го июля окончательно утвержден»
В практике САБ1 также были проекты по перемещению колоколов.

Установка колонн в Исаакиевском соборе

Огюст де Монферран был организатором и еще одного впечатляющего такелажного подъема — разгрузки и установки гранитных монолитных колонн в Исаакиевском соборе. Интересно, что сначала воздвигли именно колонны, а уже затем стены.
Чтобы поднять колонну массой 115 тонн, ее обшили войлоком, обвязали канатами и закатили по деревянным каткам в один из пролетов лесов. Концы канатов закрепили на шестнадцати воротах. По команде 128 человек начали вращать лебёдки с вертикальным барабаном. Установка одной колонны занимала 40-45 минут.

Спуск лодок на воду

В России 19 века такелажные навыки применяли при спуске лодок и кораблей на воду. Технологические особенности этого процесса хорошо описал уральский прозаик Дмитрий Мамин-Сибиряк в «Уральских рассказах»:
Дмитрий Мамин-Сибиряк
«Уральские рассказы»
«От платформы, на которой стоит барка, проводятся к воде склизни, то есть бревна, намазанные смолой или салом; по этим склизням барка и спускается в воду, причем от крика и ругательств стоит стоном стон. Спишка барок не идет за настоящую работу, как, например, нагрузка, хотя от бестолковой суеты можно подумать, что творится и бог весть какая работа. Самый трагический момент такой спишки наступает тогда, когда барку где-нибудь «заест», то есть встретится какое-нибудь препятствие для дальнейшего движения. При помощи толстых канатов (снасть) и чегеней (обыкновенные колья) барка при веселой «Дубинушке», наконец, всплывает на воду»
Барка на реке Чусовой

Такелаж сегодня

Чем сложнее, тяжелее и габаритнее становились грузы, тем больше приспособлений и механизмов изобретали люди для их перемещения. Погрузку и разгрузку руками теперь используют преимущественно с бытовыми предметами: мебелью, техникой, приусадебными конструкциями. И такой вид работ не относится к такелажу.
Современный такелаж невозможен без подъемных механизмов. Благодаря спецтехнике и профессиональным инструментам промышленная разгрузка стала быстрее и безопаснее.
Интересный факт! В Голландии такелаж используют и в быту. Занести мебель в дома Амстердама привычным способом по лестнице невозможно, т.к. проходы там слишком узкие. Любой крупногабаритный предмет интерьера там заносят через окно. Для этого на каждом доме установлены специальные крюки, на которые закрепляется веревка для подъема.
Центральный район Амстердама
Команда САБ1 имеет большой опыт перемещения грузов через оконный проем с помощью специальной грузоподъемной площадки, прошедшей испытания и имеющей паспорт установленного образца. Площадка поднимается и удерживается в проёме автокраном, не требует монтажных/демонтажных работ, не наносит повреждений ни наружной, ни внутренней отделке. С её помощью можно поднимать грузы весом до 20 тонн.
Использование грузоподъемной техники и такелажных инструментов — главная особенность такелажных работ сегодня, как и тысячу лет назад. Без них есть реальный риск повредить груз и получить штраф за нарушение Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
В России такелаж востребован в первую очередь в коммерческой сфере, у предприятий промышленной, оборонной, медицинской и других сфер. Законодательство четко регламентирует отрасль, в том числе специфику профессии и правила безопасности работ.

Принцип действия современных такелажных инструментов не изменился со времен Древнего Египта, но они стали удобнее, прочнее и эффективнее. Развивается и качество грузоподъемной спецтехники: краны и погрузчики стали мощнее и надежнее. Чтобы осуществить сложный такелажный проект, сегодня не нужны месяцы и годы. Любой, даже самый тяжеловесный и крупногабаритный груз, опытные такелажные команды разгружают в течение одного рабочего дня.
Читайте также
Получить бесплатную консультацию
Если есть вопросы по технике безопасности, оставьте контакты, и наш специалист свяжется с вами.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.