Строповка — один из этапов грузоподъемных работ. Состоит в обвязке и зацепке грузов для их безопасного подъема и перемещения к месту назначения. Выполняется квалифицированными рабочими-стропальщиками. В статье разберем основные этапы строповки, схемы обвязки и особенности их выбора.

Этапы строповки

Чтобы строповка была выполнена качественно, важно знать правила обвязки и зацепки грузов и соблюдать определенную последовательность действий. Цена ошибки высока — здоровье людей и сохранность имущества.

Подготовка

Перед началом работы стропальщики осматривают груз. Нужно удостовериться, что его тип, масса и форма соответствуют возможностям подъемного оборудования. Еще важно устранить любые препятствия, которые могут повредить стропы или затруднить их закрепление.

Сверка со схемой строповки

Схему определяют инженеры, а выполняют стропальщики. Выбранные способы должны обеспечивать равномерное распределение нагрузки на используемые стропы и устойчивость груза во время перемещения.

Проверка исправности строп и оборудования

Перед использованием тщательно проверяют все приспособления и механизмы. Стропы должны соответствовать ГОСТ на строповку. При проверке обращают внимание на их износ, наличие повреждений, трещин, разрывов и деформаций. Поврежденные элементы заменяют.

Обвязка и фиксация груза

Используя схему и выбранный способ, стропальщики обвязывают груз. При этом обеспечивается надежное крепление стропов, исключается их скольжение или ослабление. При необходимости применяют защитные накладки.

Проверка закрепления перед подъемом

Перед подъемом выполняют контрольную проверку. Стропы должны быть натянуты равномерно, узлы затянуты, нагрузка распределена без перекосов. При натяжении строп важно, чтобы груз оставался неподвижным.

Перемещение груза

Перемещение выполняется плавно, без рывков. Не должно быть столкновений с препятствиями, резких изменений скорости или направления.

Снятие строп и завершение работы

После перемещения груза точно в назначенную точку стропы снимают. Снятие разрешается только после того, как груз прочно установлен.

Строповка лодки

Схемы строповки: типовые и индивидуальные

Схема строповки — это графическое изображение, которое показывает, как именно должен быть закреплен груз для безопасного подъема и перемещения. В ней указываются точки строповки, приспособления для захвата, оборудование, используемое в процессе.

Такая схема обязательна для выполнения работ с грузоподъемными механизмами, поскольку от правильного закрепления груза зависит безопасность всего процесса. Документ может быть самостоятельным или входить в проект производства работ (ППР).

Отсутствие схемы может привести к ошибкам в обвязке и стать причиной аварий. Согласно нормативным требованиям, стропальщик начинает работать только после того, как ознакомится со схемой.

Схемы бывают двух видов:

  • Типовые. Это давно разработанные и утвержденные схемы, которые используют для строповки стандартных грузов, например, строительных материалов, труб или контейнеров. Их можно найти в учебниках и других открытых источниках.
  • Индивидуальные. Это схемы, которые разрабатываются для строповки конкретного груза. Они нужны, например, при работе с нестандартными грузами: промышленным оборудованием, памятниками, скульптурами, рекламными конструкциями. Потому что у многих грузов нет предусмотренных точек крепления. Заводская схема может отсутствовать, особенно если это оборудование б/у.

Разработка индивидуальной схемы включает: анализ характеристик груза; выбор подходящих грузозахватных приспособлений; определение точек строповки и использования вспомогательных элементов, например, прокладок.

строповка на высоту

Компания «Спецавтобаза №1» предоставляет услуги стропальщиков, которые знают всё о схемах и способах строповки. Выезд мастеров на объект возможен в любой день — работаем без выходных.

Способы строповки: как выбрать

Есть несколько распространенных способов строповки. Выбор конкретного варианта зависит от формы, веса и особенностей груза.

Вертикальный подъем

Этот метод применяется для простых задач, когда груз можно зафиксировать в одной точке. Одноветвевой строп соединяет его с крюком подъемного механизма.

Главные преимущества — простота и использование полной грузоподъемности стропа.
Однако такой способ подходит только для сбалансированных грузов с равномерным распределением массы. Для длинномерных или сыпучих материалов вертикальная сцепка не применяется, так как возникает риск перекоса или вращения груза.

Корзиночная сцепка

При этом способе груз обхватывается стропой, оба конца которой крепятся к подъемному крюку. Нагрузка распределяется равномерно между всеми ветвями стропа. Это увеличивает грузоподъемность в два раза по сравнению с вертикальным подъемом.

Важно учитывать угол наклона ветвей: при угле менее 90° грузоподъемность уменьшается. Для повышения надежности корзиночная сцепка выполняется двойной обмоткой. Дополнительная обмотка актуальна при работе с предметами, у которых гладкие поверхности, из-за чего строп может скользить.

«На удавку»

Петля-удавка охватывает груз, затягиваясь при подъеме, что обеспечивает надежную фиксацию. Такой метод применяется для нестандартных и сложных по форме объектов. Однако при этом снижается грузоподъемность стропа, особенно при малых углах пересечения ветвей.

Для повышения надежности можно применить двойную обмотку, которая увеличивает площадь контакта и исключает выскальзывание.

Ветвевые стропы

Применяются для подъема грузов с несколькими точками крепления. Стропы могут состоять из двух-четырех ветвей, которые крепятся к общему звену. Они обеспечивают устойчивость поднимаемого предмета и правильное распределение нагрузки.

Важно учитывать, как подбирается длина ветвей стропа и как размещен центр тяжести груза. В случае смещенного центра тяжести длину ветвей регулируют, чтобы не было перекоса. Ветвевые стропы подходят для крупногабаритных и тяжелых объектов, у которых есть фиксированные точки крепления.

Как делают строповку стандартных видов грузов

Виды строповки и зацепки грузов выбирают на основе их типа, размеров и массы.

закрепление строп

Трубы и валы

Для строповки труб длиной до 1,5 м подходит одноветвевой строп с крюком, закрепляемый в центре тяжести. Для длинных труб применяется двусторонняя обвязка с универсальными стропами.

Для больших партий труб рекомендуется использовать траверсы с текстильными стропами со вшитыми крюками. Такой способ позволяет одновременно перемещать несколько труб.

Оборудование и запчасти

Машинные узлы и детали крепят при помощи петлевых строп. Если оборудование упаковано в деревянную обрешетку, используется четырехветвевой строп, закрепленный за петли под грузом. Крупные агрегаты требуют применения монтажных петель и такелажных скоб, соединяемых с петлевыми стропами.

Металлопрокат

Для швеллеров и уголков используются универсальные двухветвевые стропы с дополнительной фиксацией проволокой и подкладками для защиты поверхности. При работе с двутаврами применяют двухпетлевые стропы.

Листовой металл перемещают с помощью ветвевых строп с захватами или универсальных строп. Если лист ориентирован вертикально, применяются эксцентриковые захваты.

Колонны

Обвязка колонн выполняется за одну или несколько точек — зависит от жесткости конструкций. Для массивных колонн (от 5 т) используют строповочные комплекты с траверсами, подкладками и вспомогательными элементами.

Чтобы нагрузка распределялась равномерно, точки крепления размещают выше центра тяжести и фиксируют в двух или более местах.

Опоры из металла

Крепление производят за верхние точки или специальные пальцы в строповочных отверстиях. Конструкции длиной менее 18 м крепят в двух точках, более длинные — в четырех. При длине от 18 м рекомендуется применять траверсу.

Длинномерные предметы

При обвязке длинномерных объектов крайне важно учитывать центр тяжести. Фиксация осуществляется в двух и более местах с помощью универсальных строп (УСК). Чтобы длинномерный груз при строповке не сместился, угол между ветвями строп не должен превышать 90°.

Плиты перекрытий

Плиты крепятся за специально предусмотренные для этого петли на теле конструкции. Количество ветвей стропа должно совпадать с числом точек крепления.

Контейнеры

При строповке контейнеров возможны варианты. Например, захват за верхние фитинги, при котором используют одноветвевые или многоветвевые канатные стропы, а также в виде замкнутой петли. Также применяют захват за нижние фитинги с использованием цепных строп. Еще может использоваться строповка за боковые фитинги, для этого применяют линейные траверсы.

Меры безопасности

При подъеме и перемещении грузов необходимо соблюдать технику безопасности и использовать только исправное оборудование.

Строповщики должны работать только в спецодежде и производить строповку не по своему усмотрению, а в соответствии с разработанным ППР.

Перед каждой операцией стропы нужно осматривать на наличие повреждений. Если они изношены или повреждены, то выводятся из эксплуатации. Также нельзя использовать стропы без бирки или маркировки.

Ответы на частые вопросы

Что делать, если нужна строповка груза нестандартной формы?

Обратитесь к специалистам за разработкой схемы строповки. Оставьте заявку на нашем сайте: инженеры САБ1 разработают индивидуальную схему с учетом специфики вашего груза.

Как проверить исправность строп?

Нужно определить соответствие характеристик стропа данным технического паспорта, оценить общее состояние, качество петель, ветвей каната, заделки свободного конца. Осмотр проводится визуально или с помощью лупы 10х (при необходимости).

хранение строп

Можно ли поднимать груз, если на него нет схемы строповки?

Можно, но при этом обязательно должен присутствовать ответственный за безопасное производство работ.