Пломба на грузе — это инструмент контроля, который защищает товар от вскрытия, подмены и кражи в пути. Для отправителя это гарантия, что груз прибыл без вмешательства. Для перевозчика — доказательство того, что он выполнил свои обязательства. Для получателя — маркер целостности. А еще это часто требование закона, таможни или условий договора.

Пломбирование малогабаритных грузов

Что такое пломбирование грузов

Пломбированием называется процесс установки контрольного устройства (пломбы) на транспортное средство или упаковку, чтобы зафиксировать факт возможного вскрытия.

Если груз пришел с сорванной пломбой — это повод для разбирательств. Именно поэтому в транспортных документах фиксируется номер пломбы, а ее установка сопровождается актами или фотофиксацией.

Пломбирование обязательно, если предусмотрено нормативными актами, договором с заказчиком или внутренними регламентами перевозчика.

Какими бывают пломбировочные устройства

Контрольные устройства для грузов делятся на две большие группы:

  • Индикаторные (сигнальные) — пластиковые или металлические, чаще всего в виде стяжки. Легко ставятся и вскрываются.
  • Барьерные (силовые). Это прочные тросовые, болтовые, металлические замки. Их сложно снять без специального инструмента.

Отдельная категория — электронные навигационные пломбы (ЭНП). Они совмещают физическую защиту и мониторинг в реальном времени. Такое устройство может сообщать отправителю или получателю о попытке вскрытия или отклонении от первоначального маршрута. В некоторых случаях применение ЭНП обязательно по закону, например, при перевозке алкоголя, табака, электроники через границу между Россией и Республикой Беларусь.

Кто отвечает за пломбирование

Зависит от условий договора, но чаще всего пломбу устанавливает отправитель — он гарантирует целостность груза при передаче. Если это перевозка с обязательным таможенным оформлением, опломбировать груз может сотрудник таможни.

Пломбирование фиксируется в транспортных документах: номер контрольного устройства указывается в сопроводительных бумагах на груз. Если в пути пломба заменяется или повреждается в пути — это обязательно оформляется актом с подписями сторон.

Как пломбируют груз при разных видах перевозок

В автомобильных грузоперевозках чаще всего используют индикаторные или тросовые пломбы с уникальным номером. Их можно легко зафиксировать на дверных засовах. Иногда применяют болтовые пломбы, например, при перевозке дорогой электроники или других ценных предметов.

Для железнодорожных перевозок обычно выбирают более прочные свинцовые или тросовые пломбы, иногда — с замками. Это связано с тем, что вагоны могут находиться на промежуточных станциях без охраны.

В авиации пломбируют в основном грузовые ящики, поддоны и контейнеры, а не сам транспорт. Используются легкие сигнальные пломбы, которые фиксируют вскрытие упаковки.

Как правильно опломбировать груз

Простая инструкция для тех, кто впервые столкнулся с пломбировкой груза при перевозке:

  1. Проверьте тару и кузов транспортного средства. Упаковка должна быть целой, а запирающие элементы — исправными.
  2. Установите устройство в нужной точке. На фуре это дверные засовы, на контейнере — проушины для замка. Пломба должна быть натянута и зафиксирована без люфтов.
  3. Зафиксируйте номер в сопроводительных документах. Желательно дополнительно сфотографировать контрольное устройство.
  4. Удостоверьтесь, что пломба держится. Проверните или слегка потяните — чтобы убедиться, что она надежно закреплена. Некоторые модели имеют контрольные индикаторы.
  5. Подпишите акт (при наличии). Акт о пломбировании может быть отдельным документом или частью договора.

Кто проверяет пломбу и несет ответственность за ее повреждение

По прибытии груза получатель должен первым делом проверить:

  • соответствует ли номер пломбы документации,
  • есть ли следы вскрытия или подмены,
  • не нарушена ли конструкция кузова или контейнера.

При наличии следов срыва пломбы проводят фото- и видеофиксацию, составляют акт, приглашают представителей перевозчика для дальнейших разбирательств.

Если в пути пломба повреждена, ответственность несет перевозчик. Он освобождается от претензий только в одном случае — при вскрытии пломбы по требованию должностного лица, например, сотрудника таможенной службы, и наличии документа, который это подтверждает.

Какие законы регулируют правила пломбирования грузов

  • ГОСТ 31282-2004 — определяет классификацию и требования к средствам пломбирования.
  • ISO 17712:2013 — международный стандарт для силовых пломб, обязателен для контейнерных перевозок.
  • Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ — обязывает пломбировать грузы при автоперевозках.
  • Приказы Минтранса РФ, Таможенного союза, соглашения между РФ и другими государствами — описывают, кто и как должен пломбировать грузы при международных перевозках.

Где заказать грузоперевозку по всем правилам

Доверьте перевозку компании «Спецавтобаза №1» и будьте спокойны за сохранность груза. Подберем подходящий транспорт из собственного автопарка, разработаем оптимальный маршрут. Обеспечим все необходимое для законной перевозки негабаритного груза: разрешительные документы, машины сопровождения и т. п. Работаем по договору, несем полную ответственность за груз с момента погрузки до выгрузки. Все перевозки застрахованы на 100 млн рублей.