Основа дорожного полотна становится прочной и долговечной только после укатки, трамбования и уплотнения. Для выполнения этих работ применяются дорожные катки. Обработка основания с помощью специальных машин помогает увеличить прочность и вязкость уплотняемого материала, уменьшает его водопроницаемость.
Рассказываем, какие бывают дорожные катки и как они устроены.
История создания дорожных катков
Первый каток выехал на дорогу в 1866 году. Это была 20-тонная паровая машина мощностью всего 12 л. с.
Первый в мире моторизованный каток представила немецкая компания HAMM в 1911 году, а уже в 1932 дополнила его полным приводом и полностью управляемым шасси.
Позже появлялись новые производители дорожной техники и усовершенствованные модели с двигателем внутреннего сгорания. Но паровые устройства использовались вплоть до 50-х годов, потому что автомобили с мотором были слишком громоздкими, тяжелыми и малоэффективными. Только во второй половине века стали появляться более легкие и маневренные модели, похожие на те, что можно увидеть на дорогах сейчас.
Из чего состоит дорожный каток
Конструкция катка всегда включает в себя основной рабочий орган — колеса или валец, а также механический или гидравлический привод.
Большинство машин самоходные, то есть имеют двигатель, и вибрационные — комплектуются вибратором.
Что делает дорожный каток
С помощью катка можно быстро и эффективно уплотнить насыпной грунт или асфальт, утрамбовать основу перед укладкой плитки, брусчатки или другого материала. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит упругость, прочность и долговечность покрытия.
Дорожные катки используют в обустройстве:
- автомагистралей;
- железных дорог;
- взлетных полос;
- тротуаров и пешеходных троп;
- спортивных и других площадок.
Технические характеристики дорожных катков
Назначение
По типу покрытия, для которого предназначена машина, выделяют дорожные катки:
- грунтовые — укомплектованные вальцами со специальным профилем для утрамбовывания мягких и рыхлых оснований, в том числе земли, песка, глины и щебня, имеющие более высокий дорожный просвет и больший вес;
- асфальтовые —- оборудованные гладкими вальцами, оптимально подходящими для уплотнения асфальта и асфальтобетона, легкие (в сравнении с грунтовыми моделями) и маневренные.
Оба варианта могут использоваться как при строительстве новых дорог, так и при обновлении существующих.
Способ уплотнения
Дорожные катки отличаются по принципу работы:
- Статические модели не имеют дополнительного оборудования для уплотнения грунта. Основание сдавливается под массой крупногабаритной тяжелой машины. Сегодня такие катки редко используются в дорожных работах. Их применяют преимущественно для уплотнения покрытий, на которые нельзя воздействовать с помощью вибрации. Также подобные машины используют, если необходимо создать ровный слой.
- Вибрационные катки укомплектованы вращающимся грузом, создающим сильную вибрацию. Благодаря ей даже легкая компактная модель способна оказывать высокое удельное давление на основание. С помощью такой техники можно быстро уплотнить основу, но не получится обеспечить идеальное выравнивание покрытия.
Способ передвижения
По этому параметру различают катки:
- прицепные — конструкции из рамы, сцепного устройства и вальца, которые крепятся к тягачу, чаще всего к трактору;
- самоходные — машины с двигателем и силовой передачей.
К последней категории можно отнести не только автомобили с кабиной, оборудованной органами управления и местом для оператора, но и ручные виброкатки. Последние представляют собой компактные устройства, которые применяются там, где невозможно использование крупногабаритного дорожного катка.
Габариты и масса
В зависимости от массы обычно выделяют следующие типы катков:
- тротуарные (0,5–2 т) — ручные модели для ямочного ремонта и уплотнения тротуарного покрытия;
- легкие (2–5 т) — компактные машины для работы на пешеходных дорожках, обустройства полов в производственных помещениях;
- средние (5–10 т) — автомобили для выполнения предварительного этапа работ по уплотнению дорожных покрытий;
- тяжелые (10–14 т) — мощные машины для уплотнения асфальта и асфальтобетона;
- сверхтяжелые (10–14 т) — большие дорожные катки для работы с каменными основаниями и дорогами, рассчитанными на высокие нагрузки.
Единой классификации по весу дорожных катков не существует, производители спецтехники могут по-другому делить машины на категории.
Тип вальцов
Основной рабочий орган дорожного катка — вальцы. Рабочих органов чаще 2 или 3, хотя существуют и одновальцовые модели.
По конструкции отличают вальцы:
- Гладкие — широкие металлические колеса. Дорожные катки с гладкими вальцами обычно используются при укладке асфальта и помогают получить максимально ровную поверхность.
- Кулачковые — цилиндры, покрытые множеством выступов. Такие машины хорошо показывают себя на рыхлых грунтах — дробят комья, перемешивают и уплотняют землю.
- Решетчатые — вальцы с решетчатой поверхностью. Подобные модели оптимальны для трамбовки неоднородных поверхностей.
- Пневмоколесные — тяжелые колеса с пневматическими шинами. Машины на пневмоколесном ходу подходят для уплотнения слоя перед укладкой асфальта.
Многие производители выпускают комбинированные дорожные катки с вальцами разного типа, чаще всего пневмоколесными и гладкими. Легкие и эффективные машины, оборудованные разными вальцами, универсальны и подходят для широкого спектра работ. Комбинированный ход улучшает маневренность и снижает расход топлива.
Дополнительное оборудование
Многие катки можно оснастить:
- кулачковыми и решетчатыми бандажами для вальцов;
- механизмом обрезки кромки;
- ливневым, укатывающим или обрезным роликом;
- предпусковым подогревателем двигателя;
- отопителем и кондиционером.
Для некоторых моделей предлагается другое дополнительное оборудование, расширяющее функционал машины.
В компании «Спецавтобаза №1» можно арендовать дорожный каток с нужными характеристиками на любой срок. Предлагаем гладковальцованные, пневмоколесные и комбинированные модели разного класса — от компактных мини-катков до мощных габаритных машин.