В статье расскажем, как выполнили сложный подъем дорогостоящего японского 25-тонного экскаватора из глубокого строительного котлована. Задача «со звездочкой», ведь котлованы на стройках — это мягкая почва с риском оползня, уже смонтированные коммуникации и трубы внутри. А главное — успешный вертикальный подъем зависит от множества факторов: от инженерных расчетов до слаженной работы бригады. Многочисленные видео в сети с падением кранов в аналогичных ситуациях соврать не дадут. Рассказываем, как действовали мы, чтобы не оказаться в числе таких грустных историй.

О заказчике

Наш постоянный заказчик специализируется на траншейных земляных работах с установкой инженерных сетей, подготовке территорий под фундаменты зданий. Выполнять сложные работы на строительных объектах в Москве ему позволяет профессиональная японская землеройная техника, стоимость которой в современных реалиях достигает десятков миллионов рублей. Самостоятельно поднимать дорогостоящие экскаваторы из котлованов — рискованно. Падение машины может обернуться длительным ремонтом в условиях санкций и простоем, а это серьезные убытки. Наш заказчик это понимал, поэтому доверил подъем профессионалам. Оплата работы подрядчика в этом случае значительно выгоднее возможных последствий самостоятельных действий. 

Подготовка к подъему экскаватора

Основа успешных такелажных работ — подготовка и разработка инженерного решения. Никакой импровизации. Только строгий расчет. Мы, безусловно, гордимся нашим уникальным парком спецтехники, но понимаем, что это все лишь металл, а главная ценность компании — в людях. 

Важнейший человек в проекте — инженер. Именно он первый приезжает на объект, проводит сложные расчеты, собирает необходимую информацию и определяет технологический способ выполнения работы. Из множества решений подбирает самое безопасное и выгодное. Определяет необходимые ресурсы: технику, людей, оборудование. В этом проекте для подъема 25-тонного экскаватора инженер выбрал 200-тонный кран. Кран меньшей грузоподъемности не подошел бы. И вот почему. 

Когда автокран работает стрелой в диагональ, он выдает максимальную расчетную грузоподъемность. Но чем ниже опускается стрела, тем больше падает грузоподъемность. В нашем случае груз был расположен намного ниже автокрана. А это значит, что увеличивается риск опрокидывания техники, снижается его устойчивость. Такая позиция усложняет управление грузом и может привести к аварийным ситуациям. Чтобы снизить риски, грузоподъемность крана изначально должна быть достаточно высокая. 

Затем инженер-проектировщик составляет документацию: проект производства работ, схемы строповки, технологические карты. 

Важный этап: подготовка к подъему. Зона строительных работ — это, как правило, рыхлая перекопанная почва, строительный мусор, постоянные изменения ландшафта, расположения техники и прочих объектов. А ведь чтобы разместить рядом с котлованом выбранный 200-тонный кран нужна чистая подготовленная территория с выровненным утрамбованным грунтом, на котором в определенных местах уложены плиты под кран. Если край котлована не подготовить и не укрепить, почва под массой крана может просто съехать. Последствия легко представить… Чтобы не допустить трагедии, инженер составляет для заказчика перечень необходимых действий.

Спустя полторы недели заказчик прислал нам видео подготовленной территории. По опыту мы знаем, что на стройках все ежедневно меняется, поэтому непосредственно перед подъемом выехали еще раз, чтобы перестраховаться и убедиться, что работам ничего не помешает. И не зря. Плиты для размещения крана оказались не на месте, обнаружились нюансы с пропусками на режимный объект. Заказчик оперативно решил эти задачи, и мы смогли приступить к сложному подъему.

 



Как мы подняли экскаватор из котлована

У нас в САБ1 есть бригадир Вячеслав Падерин, который имеет большой опыт работы именно с подъемом экскаваторов из котлованов. Под его контролем наши бригады подняли не один десяток строительной техники. Именно он руководил процессом. Почему важен опыт выполнения подобных работ? 

Котлован, в глубине которого находится экскаватор, не просто пустая яма. Это строительное сооружение, где проложены инженерные коммуникации, трубы и сети. Технику поднимают буквально в нескольких сантиметрах от этих труб, чтобы ничего не задеть и не сломать. Ювелирная и крайне ответственная работа!

У крановщика видимость ограничена, поэтому во время подъема ему помогают коллеги по бригаде с помощью специальных профессиональных сигналов. И здесь важна сработанность и слаженность. Каждый член команды должен действовать четко, понимать напарника, доверять ему. Координирует всех именно бригадир. Как капитан судна в море или дирижер оркестра. 

Еще один фактор успешной работы — необходимый такелажный инструментарий. У нас собственный парк оборудования, мы ничего не арендуем и не зависим от субподрядчиков. При этом широкий ассортимент позволяет выбрать любой нужный инструмент, а не пользоваться тем, что есть, подгоняя его под задачу. 

Для 200-тонного крана, согласно проекту работ, использовали три грузоподъемные траверсы по 30 тонн. Чтобы не повредить машину, применяли текстильные, а не цепные траверсы. Арсенал траверс позволил сделать индивидуальную сборную конструкцию, на которой экскаватор не заваливался, поднимался четко в горизонте. Это защищает от опрокидывания и дает мягкое равномерное приземление. Если экскаватор в процессе подъема накренится и крановщик его резко опустит на землю, то место, на которое пришлось соприкосновение с землей, может помяться.

В подъеме участвовали четыре стропальщика: два на нижнем ярусе, два на верхнем. Согласно требованиям Ростехнадзора, ответственный за безопасное производство работ контролировал процесс. Бригадир «дирижировал» подъёмом.

Любопытный факт: у многих экскаваторов есть специальные крюки, как раз для подъема. Но у нашей машины их не было, поэтому строповку инженер подбирал индивидуально. Стропы размещали под дном экскаватора.

Результат

Фактический подъем занял у бригады всего час. Быстро и слаженно получилось, потому что предварительно была проделана огромная подготовительная работа со стороны заказчика и наших инженеров. И, конечно, потребовалось время на сбор и разбор самого крана.

Александр Ермаков Менеджер

При обсуждении проекта с заказчиком мы подробно разбирали не только наше коммерческое предложение, но и альтернативное предложение другой компании, в котором стоимость работ была ниже. Почему же заказчик в итоге выбрал нас, заплатив дороже? Дело в том, что эти два предложения включали в себя совершенно разный подход, набор услуг и гарантий. Более дешевое предложение представлено компанией, у которой в собственности есть только башенные краны, а в штате — крановщики. А значит не будет ни инженерных расчетов, ни ППР, ни такелажного оборудования, ни страхования работ, ни соблюдения правил промышленной безопасности, а именно 461 Приказа Ростехнадзора. Такие компании делают работу наскоком, зачастую импровизируя на объекте. Это недопустимо. Ведь речь не о перемещении бытовки или подъема паллеты с кирпичом, а о многомиллионной технике. Можно сейчас условно сэкономить 80 тыс рублей на подрядчике, а впоследствии потратить десятки миллионов, если что-то пойдет не так. И хорошо, если случится только повреждение техники, но ведь на стройке всегда есть риск несчастных случаев для людей. 

Наши заказчики — умные и в хорошем смысле расчетливые люди. Поэтому предпочли предсказуемый результат и сотрудничество с профессионалами. Ведь они оплачивают не только работы, но и уверенность, спокойствие, сэкономленное время и репутацию. А это бесценно.

Каждая задача для команды САБ1 — уникальная история. Ведь наши опытные инженеры могут позволить себе выбор самого безопасного, быстрого и выгодного для заказчика решения. Это преимущество дает собственный парк автотехники, кранов и узкоспециализированного такелажного оборудования. Есть из чего выбрать!

В нашем арсенале есть техника и инструменты для любой даже самой нестандартной задачи:

И, конечно, наша гордость — команда инженеров, стропальщиков, такелажников и других специалистов. Штатные слаженные команды выполняют такелажные работы максимально безопасно, быстро и качественно. 

Посмотрите, как мы подняли экскаватор из котлована в этом видео: