Для перемещения крупногабаритного оборудования на улице используют автомобильные, козловые, мостовые и башенные краны. Внутри зданий и помещений используют мостовые, автомобильные краны и кран-балки. Альтернативой всем им может выступать гидравлическая портальная система.

Что такое гидравлический портальный кран

Гидравлическая портальная система — это оборудование для перемещения тяжеловесных грузов, состоящее из двух или четырех гидравлических стоек.

Гидравлическая портальная система, согласно данным производителя, состоит из:

  • Стоек. Установлены на базовом силовом корпусе (1). Он обеспечивает устойчивость гидроцилиндра при подъеме и опускании груза и плавное перемещение стоек по направляющему рельсу. Каждая стойка оснащена приводом для независимого и синхронного перемещения по направляющему рельсу (2).

  • Балок (3). Они установлены на стойках. Отличаются длиной, сечением и грузоподъемностью в зависимости от массы и габаритов груза.

  • Грузовой каретки (4). Предназначена для бокового перемещения и позиционирования груза на проектное место. Вместо кареток могут быть установлены подъемные анкеры (5). В отличие от анкеров, каретка может передвигаться по балке с грузом и управляется дистанционно.

  • Дистанционного пульта управления (6).

На выбор портального подъемника влияет центр тяжести перемещаемого груза. Необходимо подбирать систему грузоподъемностью, которая превышает массу груза не менее чем на 30%. Это делает инженер, а выбранное оборудование указывает в ППР. 

Для выполнения такелажных работ обычно используют два, четыре или больше подъемников. В зависимости от технических характеристик, система может поднять груз на высоту до 12 метров.

Где используется портальный кран

Гидравлическую подъемную систему используют для выполнения таких работ, как:

  • монтаж и демонтаж крупногабаритного оборудования;

  • надвижка на основу энергетического оборудования;

  • разгрузка и погрузка различных конструкций на транспортные средства без применения кранов в стесненных условиях;

  • монтаж, демонтаж, локальное перемещение конструкций для различных сфер промышленности, отдельных механизмов, комплексов и производственных линий;

  • перемещение оборудования на крупных строительных объектах.

С помощью портальной системы перемещают массивные и тяжеловесные грузы в вертикальной и горизонтальной плоскостях:

  • на заводах,

  • в производственных цехах,

  • на железнодорожных станциях и в портах,

  • на промышленных объектах.

Как мы используем портальные системы в проектах:

Преимущества такелажа портальным краном

Главное преимущество порталов — это возможность с их помощью перемещать тяжеловесное оборудование в стесненных условиях:

  • если работа автокрана невозможна из-за размеров площадки,
  • при наличии потолочных коммуникаций, которые легко повредить,
  • если отсутствуют стационарные подъемные сооружения (мостовые и козловые краны, кран-балки) или они не имеют требуемой грузоподъемности. 

Портал можно разместить почти вплотную к стенам и потолку, груз перемещают между опор оборудования, поэтому нет риска повредить потолок или стены.  

  1. Возможность работы в стесненных условиях. Расстояние от верхней части оборудования до потолочного перекрытия может составлять всего один метр. Этого пространства достаточно, чтобы поместить портальную систему. На многих объектах, где используют систему, обходятся без демонтажа кровли или разбора стен. Это экономит время и деньги.
  2. Большая грузоподъемность. Чаще всего используют порталы г/п 60-200 тонн. При необходимости можно использовать и порталы грузоподъемностью более 1000 тонн. При подборе оборудования инженеры учитывают грузоподъемность стоек, их количество, состояние фундамента и конфигурацию груза.
  3. Безопасность перемещения груза. Оборудование перемещается строго в заданной траектории, нет риска его столкновения с другими объектами в производственном помещении.
  4. Распределенное давление на поверхность. У автокрана нагрузка распределяется на подкладки опор (аутригеров). А у портала – на всю площадь рельсового пути. Благодаря этому, нагрузка на грунт или перекрытие существенно ниже.
  5. Высокая точность позиционирования. Современные гидравлические подъемные системы перемещают груз с точностью 1 мм. Благодаря высокой точности позиционирования, это оптимальное решение для стыковки крупногабаритных узлов производственного оборудования или элементов емкостей, а также для установки на фундамент прецизионных станков.
  6. Плавность хода. Гидравлические подъемные порталы оснащены функцией внутренней синхронизации, благодаря которой такелаж оборудования происходит без рывков и перекосов. Таким образом груз защищен, и его безопасно можно перемещать в пространстве.
  7. Многофункциональность. С помощью портальной системы можно перемещать груз по трем осям. А применение оснастки расширяет возможности использования. Например, можно разворачивать и кантовать груз.Некоторые модели порталов оснащены системой оповещения о перекосах при подъеме груза. Это важный параметр для перемещения оборудования, чувствительного к ударам и наклонам, например, медицинского.

У автокрана нагрузка распределяется на подкладки опор. А у портала на всю площадь рельсового пути.

Павел Яхлаков руководитель производственно-технического отдела и такелажно-монтажного участка АО «Спецавтобаза № 1»

«Сторонники работы порталами часто указывают, что у кранов недостаточная плавность хода. Поэтому если нужно точное позиционирование, например, для установки оборудования в приямок или на шпильки, то следует использовать портал. Мы считаем, что это преувеличение. С точным позиционированием и автокран неплохо справляется, если он технически исправен, а управляет им квалифицированный крановщик. В подтверждение предлагаем посмотреть наше видео о перемещении пресса, где мы устанавливаем его в приямок на шпильки автокраном».

Минусы такелажа гидравлическими портальными системами

  • Один из главных недостатков портальной системы, в том, что он получается очень дорогим для коротких проектов. Портал нужно привезти и собрать — это целый день. Если объем работы небольшой, и портал все выполнил за день, то нужен еще один рабочий день, чтобы его разобрать и увезти. Получается, что нужно оплатить аренду портала на три дня, а оборудование будет в работе всего один. Использование порталов экономически не целесообразно в проектах, где не требуются их преимущества.

  • С помощью портала груз перемещают по рельсам по одной траектории, а чтобы траекторию поменять, нужно его разбирать, перемещать и собирать заново. И это еще пример, когда работа не идет, а арендная плата идет. Кран переставить гораздо быстрее.

  • Скорость монтажа рельсового пути зависит от состояния поверхности полов. Они должны быть ровными и без уклонов. Пути выставляют по уровню. Чем более неровные полы, тем дольше монтаж рельс и соответственно системы.

  • Монтаж и демонтаж портала занимает 4-6 часов в зависимости от модели.

4-6 часов

Занимает монтаж и демонтаж гидравлического портала.

Выводы

Гидравлический портальный кран мы используем в первую очередь в случаях:

  1. Если в здании отсутствуют стационарные подъемные сооружения: мостовые и козловые краны. 
  2. При перемещении груза в стесненных условиях, которые не позволяют использовать автокран.
  3. Когда вес груза превышает 40 тонн, и использование крана может выйти дороже портала.
  4. Когда груз невозможно установить в проектное положение сверху вниз, а можно подать только сбоку порталом или толкателями.

После предварительного осмотра наши инженеры составляют план производства работ, в котором указывают наиболее безопасный и выгодный способ перемещения груза.

Мы используем в работе все самые востребованные виды спецтехники и оборудования: краны, гидравлические толкатели, погрузчики, модульные подушки, МПУ, грузоподъемные площадки и др. Благодаря этому мы предлагаем наиболее безопасный и экономически оптимальный способ из длинного списка инструментов, способов и технологических решений.