Ваше предприятие закупает новое оборудование? Поздравляем! Ведь это шаг к развитию бизнеса, росту прибыли и расширению производства. Скорее всего вы заранее спланировали это важное событие, тщательно выбрали производителя и поставщика. А вот заблаговременно организовать перевозку производственного оборудования, его разгрузку и установку не всегда получается. Этот этап многим кажется самым легким и предсказуемым, поэтому руки доходят до него в последний момент. Объясняем, чем может навредить такой подход и на что конкретно нужен запас по времени перед такелажем.

1. Обследовать площадку и пути перемещения груза

Первый шаг подготовки к каждому проекту — выезд инженера на объект. Он осматривает площадку для выгрузки, пути перемещения и места установки оборудования, изучает технические планы здания и территории. После этого инженер составляет список подготовительных работ. Какие работы могут понадобиться?

  • Подготовка площадки для выгрузки и путей перемещения. Для безопасной работы крана нужно устранить возможные препятствия: ящики, ветви деревьев, провода, трубы, конструкции ограждений и так далее. А также проверить наличие ровной площадки достаточного размера для выгрузки оборудования погрузчиком или краном.

  • Иногда требуется расширить или демонтировать оконные и дверные проемы, устранить препятствия внутри цеха.

  • Часто нужна защита внутренней отделки и напольных покрытий.

Обычно заказчик заранее проводит подготовку, а исполнитель принимает объект за пару дней до приезда оборудования.

Пренебрегать подготовкой площадки не стоит, так как это чревато дорогостоящими простоями людей и техники. Ведь устранять препятствия и разбирать пути перемещения придется по ходу работ. Такелаж будет длиться дольше и обойдется дороже.

    Поможем выбрать надежного подрядчика
    Пришлем удобный список критериев, которым должна соответствовать такелажная компания. Он поможет оценить уровень готовности исполнителя к Вашему проекту.

    Оставьте свой адрес электронной почты:
    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

     

    2. Изучить техническую документацию на груз

    Для подготовки к такелажу инженер тщательно изучает документы на оборудование. Каждая единица имеет свой центр тяжести и требования производителя к подъёму и перемещению. Способ такелажа, выбор техники и инструментов полностью зависят от этих особенностей, поэтому изучение документов — основа подготовки.

    Пример документа, который содержит важные для перемещения требования: применение воздушных подушек и запрет на использование гидравлических подъемников.

    Документация может составлять десятки, а то и сотни страниц. Если, конечно, она в наличии. А если нет ключевой информации, от которой зависит выбор способа такелажа?

    Если оборудование поставляется без документации (например, б/у оборудование), необходимо время, чтобы запросить ее у производителя. Если получить документацию не удалось, нужны опытные и квалифицированные инженеры. Они смогут изучить груз, составить правильную схему строповки и выбрать способ перемещения.

    Пример из практики САБ1:

    При подготовке к срочному такелажу оборудования выяснилось, что производитель не сопроводил его схемой строповки, а значит, неизвестно, где расположен центр тяжести. Если он — в ближней части оборудования, то требовался лишь погрузчик. А если в дальней — затраты существенно возрастали, так как необходимо было привлекать кран, смена которого дороже.
    Так как запаса по времени не было, инженер выбрал самый безопасный для груза вариант — такелаж краном, грузоподъемности которого точно хватит. Но если бы заказчик обратился заранее, инженер успел бы связаться с производителем и получить недостающую информацию. Так заказчик смог бы сэкономить.

    На получение таких документов требуется несколько дней, поскольку производители оборудования чаще всего находятся за рубежом и отвечают не быстро. Это значит, что на коммуникацию с ними должен быть запас времени.

    3. Разработать мероприятия по соблюдению требований к подъёму и перемещению оборудования

    Требования к подъему и перемещению содержатся в инструкции по эксплуатации или паспорте. В этих требованиях производитель четко обозначает, что можно и чего нельзя делать с оборудованием. При подготовке требуется время, чтобы инженер изучил разделы «Перемещение» или «Транспортировка» и составил ППР на основе этой информации, подобрал стропы, валы и другое необходимое оборудование.

    Какие здесь могут быть трудности?

    Часто станки приходят со сложной развесовкой и конструкцией. Производитель обязывает применять специфическую оснастку и нестандартные приспособления. Если их нет в комплекте, требуется время на изготовление. Комплектующие могут поставляться под заказ — на это нужно еще время. И нет, игнорировать требования производителя и использовать стандартные такелажные инструменты мы не рекомендуем, ведь это может привести к повреждению груза. Рассчитывать на страховку в этом случае не стоит. Несоблюдение подрядчиком рекомендаций производителя влечет за собой отказ в страховой компенсации.

    Такелажная бригада использует нестандартные траверсы под конкретный станок

    Изготовили конструкцию для подъема светодиодного рекламного экрана

    4. Защитить отделку помещений

    Для некоторых помещений, например, медицинских, требуется разработка мероприятий по защите хрупкой дорогостоящей отделки. Перечень работ определяет инженер. Как правило, это защита от механических повреждений напольных покрытий, стен, проемов, а также разработка способа перемещения, который минимизирует риски случайной порчи отделки.

    В некоторых случаях оборудование перемещают не внутри здания, а снаружи через оконный проем. Предусмотрите время на разработку мероприятий по защите отделки и на их реализацию.

    Пример из практики САБ1:

    Для помещения автомобиля внутрь здания нужно было демонтировать часть стеклянного фасада. Так как стекла были изготовлены по индивидуальному проекту, для демонтажа потребовались специалисты, которые могли справиться с такой задачей.
    Требовалось время, чтобы найти нужных людей и согласовать с ними время работы. Важно было все сделать за один день, так как в помещении для презентации новой модели Лексуса нельзя было просто закрыть проем фанерой.

    5. Определить способ такелажа и необходимые ресурсы

    После изучения площадки, путей перемещения и технической документации инженер определяет:

    • состав бригады;

    • перечень грузоподъемной техники, инструмента и материалов;

    • схемы строповки;

    • способ перемещения и установки оборудования;

    • требования к подъёму и перемещению оборудования.

    6. Составить и согласовать рабочую документацию

    Перед началом работ стороны должны составить и согласовать целый ряд юридически важных документов: техническое задание, договор, страховой полис, проект производства работ, схему строповки и другие.
    В согласовании могут участвовать:

    • покупатель оборудования (заказчик);

    • поставщик оборудования (продавец);

    • арендодатель заказчика;

    • грузоперевозчик, который доставляет оборудование;

    • такелажная компания, которая его выгрузят и установят в проектное положение;

    • страховая компания;

    • головной заказчик (в случае, когда прямой заказчик отвечает лишь за часть крупного проекта);

    • производитель оборудования.

    У каждой из сторон в согласовании принимают участие разные отделы и сотрудники от службы безопасности до экономистов и юристов. А нужные люди могут уйти в отпуск, на больничный или уехать в командировку.

    Если не согласовать договор заранее, это может задержать начало работ.

    7. Вовремя оформить разрешения и справки

    Часто поставляемое оборудование имеет большой вес и габариты. Чтобы перевезти негабаритный груз требуется специальное разрешение Федерального дорожного агентства. Ведомство согласовывает составленный маршрут с организациями, на балансе которых находятся дороги, по которым пролегает путь негабаритного транспорта. После согласования разрешение подписывается в ГИБДД.
    Процедура зависит от уполномоченных органов и занимает в среднем 15 рабочих дней, а в некоторых случаях — до одного месяца! Учитывайте это при планировании транспортировки.

    В случае работы на режимных предприятиях может уйти несколько дней на оформление пропусков для людей и техники. Для этого нужны: список людей, номера машин, перечень ввозимого оборудования. Предоставить такие данные можно только после того, как будет определен способ выполнения работ. Информацию в течение нескольких дней проверяют службы безопасности.

    Учитывайте, что пищевые, медицинские и другие предприятия часто требуют свежие ПЦР-тесты от Ковида. На их оформление тоже нужно время.

    8. Определиться с датой работ, зарезервировать и подготовить технику

    Согласование даты работ на первый взгляд кажется легкой задачей. На практике этот вопрос зачастую затягивается, так как зависит от нескольких сторон.

    На выбранную дату резервируют спецтехнику, оборудование, при необходимости докупают инструменты и оснастку. Все это лучше делать заранее, поскольку найти день в день нужную технику почти невозможно.

    Например, автокраны грузоподъемностью от 50 тонн расписаны на несколько дней вперед.

    Если планируется использовать гидравлические порталы, потребуется время на их доставку и монтаж. Обычно это 1−2 дня, если объект в Москве. И еще дольше, если — в регионе. Вывод очевиден: чем раньше начнется подготовка, тем меньше вероятность оказаться без нужного оборудования в день прибытия груза.

    9. Отсортировать оборудование

    Нередко оборудование прибывает на предприятие в одном порядке, а должно быть установлено в другом. Для определения правильного порядка установки оборудование с таможни везут на склад временного хранения, а потом забирают со склада на место установки в нужной последовательности. Предварительная сортировка помогает максимально оперативно и без путаницы установить оборудование.

      Поможем выбрать надежного подрядчика
      Пришлем удобный список критериев, которым должна соответствовать такелажная компания. Он поможет оценить уровень готовности исполнителя к Вашему проекту.

      Оставьте свой адрес электронной почты:
      Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

       

      Когда начинать организацию такелажных работ?

      В большие проекты вовлечено несколько сторон. У каждой — своя зона ответственности. Всегда есть риск, что на одном из этапов что-то пойдет не по плану, задержится, сломается и т. д. Такие накладки вредят гораздо меньше, если есть запас по времени. Особенно в случаях, когда за срыв сроков заказчику грозят жесткие санкции и неустойки (актуально для посредников).

      Чем меньше информации о грузе и времени на подготовку, тем дороже в итоге проект и выше риск простоя и задержек из-за непредусмотренных обстоятельств. Возникает вопрос: когда обращаться?

      Чем раньше, тем лучше. В такелаже нет и не может быть строгих сроков для обращения к подрядчику, ведь каждый проект индивидуален. Все зависит от:

      • Задач: нужна транспортировка, разгрузка, перемещение или все вместе?

      • Особенностей груза: негабарит или стандартные размеры?

      • Особенностей отрасли: предприятие режимное, военное, промышленное?

      • Условий перемещения.

      Сколько времени нужно на ваш проект? Узнайте это на стадии планирования закупки оборудования. Специалист такелажной организации проанализирует запрос, техническое задание и назовет оптимальное время на подготовку с учетом всех нюансов. Форс-мажор не сорвет сроки, и оборудование будет запущено во время.

      Что делать, если такелаж нужен «вчера»?

      Надеемся, мы убедили вас не тянуть с организацией такелажных работ. Но что, если понимание пришло сейчас, а такелаж нужен срочно и времени на подготовку нет? В практике САБ1 — каждое третье обращение с таким запросом. Запас по времени позволяет тщательно подготовиться и минимизировать риски, но это не означает, что срочные проекты обречены.
      Наш опыт и оснащение позволяют даже срочные проекты выполнять оперативно с соблюдением требований и норм безопасности. Мы всегда готовы войти в положение заказчика и помочь в самых сложных условиях.

      Даже если поставка оборудования планируется у вас только через несколько месяцев, позвоните нам уже сейчас, чтобы в спокойном режиме спланировать каждый этап такелажа. Наши инженеры помогут подготовиться к перевозке, выгрузке и перемещению оборудования, учтут все нюансы, чтобы сберечь ваши деньги, нервы и время.

      Альберт Галиев ведущий инженер-конструктор САБ1

      Стаж — 18 лет. Главный конструктор проектов по разработке и поставке военной техники на вооружение в части Росгвардии, ВВС и ВКС. Ведущий конструктор по разработке Мобильного бурового нефтегазового комплекса МБК-140.