Автомобильные грузоперевозки остаются одним из самых удобных и гибких способов доставки. Автотранспорт легко подстраивается под задачи бизнеса — подходит и для транспортировки небольшой партии товара, и для крупной отправки или перевозки негабаритного груза. В этом материале разберем виды грузовых перевозок на автомобильном транспорте, а также рассмотрим их плюсы и минусы.
Содержание кейса
- Преимущества и недостатки грузоперевозок
- Типы грузов, которые можно доставить автотранспортом
- Классификация грузовых автомобильных перевозок по территориальному признаку
- Виды автомобильных грузоперевозок по габаритам и массе грузов
- Виды перевозок в зависимости от отрасли
- Классификация грузоперевозок по периодичности
- Типы грузоперевозок по способу выполнения
- Классификация грузоперевозок по форме организации
Преимущества и недостатки грузоперевозок
Главное преимущество автомобильных перевозок — мобильность. Машину можно подать прямо к точке погрузки и довезти груз до двери получателя без перегрузок в пути. Если на маршруте возникает препятствие, транспорт можно быстро перенаправить.
Минусы тоже есть:
- Скорость сильно зависит от внешних факторов — состояния дорог и трафика. Непогода или час пик могут привести к задержкам.
- При перевозках на своем транспорте неизбежны расходы на заправку, обслуживание и ремонт машин.
- Для доставки тяжелых и крупногабаритных грузов зачастую требуется масштабная подготовка. Нужно разработать и согласовать маршрут, получить разрешительные документы.
Автомобильный транспорт оптимален для оперативных перевозок на относительно небольшие расстояния. В некоторых случаях разумно комбинировать транспортировку на авто и доставку по ЖД или морем.
Типы грузов, которые можно доставить автотранспортом
Выбор машины напрямую зависит от того, какой груз нужно перевезти:
- Коробки, паллеты, предметы в другой упаковке и без нее возят в стандартных фургонах и полуприцепах.
- Наливные грузы — это нефть, топливо, химикаты и другие жидкости. Для них используют автоцистерны с герметичной конструкцией.
- Насыпные материалы вроде песка или зерна перевозят в бортовых автомобилях и самосвалах.
- Контейнерные перевозки удобны, когда требуется стандартизированная упаковка и возможность перегрузки на разные виды транспорта.
- Опасные грузы — взрывчатые, токсичные, легковоспламеняющиеся — перевозят по правилам ДОПОГ: с маркировкой, спецдокументами, сопровождением.
Классификация грузовых автомобильных перевозок по территориальному признаку
Внутригородские грузоперевозки ограничены пределами одного населенного пункта. При организации такой доставки важно подобрать маневренный транспорт и разработать маршрут с учетом возможных сложностей: пробок, участков, где ведутся дорожные работы, ограничений на проезд грузового транспорта.
Пригородные перевозки охватывают ближайшие к населенному пункту районы. Междугородние маршруты соединяют разные субъекты РФ и требуют тщательного планирования — необходимо продумать график дозаправок, отдыха водителей, остановок для контроля за состоянием груза.
Международные перевозки самые сложные: нужно готовить больше документов, учитывать правила прохождения границы и таможенного контроля, закладывать в график задержки на пунктах пропуска.
Виды автомобильных грузоперевозок по габаритам и массе грузов
Размеры и вес груза диктуют выбор транспорта и маршрута. Стандартные грузы легко помещаются в кузов грузового автомобиля, а для перевозки не требуется согласований.

Крупногабаритные, тяжелые, длинномерные грузы доставляют на прицепах или полуприцепах большой грузоподъемности. Для организации негабаритных перевозок необходимо проработать схему движения, исключив узкие мосты или крутые повороты, получить специальное разрешение, оборудовать автомобиль знаками и сигналами, в некоторых случаях — обеспечить сопровождение машинами прикрытия или ДПС.
Виды перевозок в зависимости от отрасли
Характер груза зависит от отрасли, и требования у каждой сферы свои. Примеры:
- В промышленности перевозят оборудование, сырье и готовую продукцию. Здесь важно защитить груз от повреждений при тряске, обеспечить жесткую фиксацию в кузове, особенно, если речь идет о многотонном дорогостоящем станке.
- В строительстве основной акцент — скорость доставки. Бетон, кирпич, арматура должны прибывать на объект точно в срок, иначе сроки выполнения работ сорвутся. При этом многие материалы боятся влаги, ударов и других внешних воздействий, поэтому важно обеспечить защиту.
- Многие сельскохозяйственные грузы перевозят в рефрижераторах, которые поддерживают заданную температуру на всем пути.
У каждой отрасли свой сценарий перевозок, и перевозчику важно разбираться в его особенностях, чтобы справиться с задачей.
Классификация грузоперевозок по периодичности
Можно выделить несколько типов перевозки по этому признаку:
- Постоянные или регулярные перевозки осуществляются по фиксированному графику. Это могут быть, например, еженедельные рейсы в торговые сети.
- Сезонные перевозки активизируются в определенные периоды — в период сбора урожая, предновогодние месяцы или туристический сезон.
- Проектные или временные перевозки ограничены определенным сроком, например, периодом строительства.
- Разовые перевозки предназначены для выполнения единичных задач, например, доставки стендов на выставку или перевозки оборудования при переезде завода.
Типы грузоперевозок по способу выполнения
Формат перевозки зависит и от того, как именно организован маршрут. По этому признаку можно выделить следующие виды автомобильных грузоперевозок:
- прямые — выполняются одной машиной от двери до двери без перегрузок;
- накопительные — предполагают сбор грузов от разных отправителей в одном терминале, а затем их распределение по адресам.
Также грузоперевозки бывают мономодальные и мультимодальные. Первые — это доставка грузов одним видом транспорта. Мультимодальные выполняют с перегрузкой в пути на транспортное средство другого типа, например, с автомобиля на самолет.
Классификация грузоперевозок по форме организации
В централизованной схеме перевозчик берет на себя все этапы: от планирования маршрута до выгрузки в конечной точке. Такой вариант удобнее для заказчика, потому что он экономит время и снижает риски: одна компания отвечает за весь процесс и координирует его.
Децентрализованная модель строится иначе. Здесь задачи распределяются между разными подрядчиками: один отвечает за транспорт, другой за погрузку, третий за оформление документов. Такой формат гибче, но требует больше контроля со стороны заказчика и иногда приводит к накладкам.
На практике первый вариант предпочтительнее, если речь идет о регулярных или крупных перевозках. Главное — выбрать надежного перевозчика, который сможет закрыть все задачи под ключ. Например, САБ1. Мы организуем автомобильные грузоперевозки по Москве, Московской области и всей России. Работаем с любыми типами грузов, в том числе негабаритными. Берем на себя разработку и согласование маршрута, оформление документов и другие организационные вопросы. Все работы выполняем сами — в нашем распоряжении большой автопарк, штат опытных водителей, такелажников, логистов и других специалистов.

