Самосвал — саморазгружающаяся машина, не требующая привлечения людей или дополнительной техники для разгрузки. Рассказываем, для чего может пригодиться такой автомобиль и по каким характеристикам его выбирать.
Какими были первые самосвалы
Идея создания машины, которая сможет перевозить тяжелый груз и не потребует ручной разгрузки, принадлежит немецким изобретателям — братьям Мейлер. В начале XX века они сконструировали саморазгружающийся кузов с ручным приводом от лебедки. Вскоре привод был заменен на механический, а уже в 1910 году американская компания Wood Hoist представила решение с гидравликой.
До СССР это изобретение не дошло, но наши инженеры придумали аналог. Первый советский самосвал выпущен с конвейера в 1935 году. Эта была примитивная конструкция — грузовик с уложенным на дно кузова деревянным листом. Для разгрузки применялся кран, подцеплявший лист за установленные на нем петли. Борта автомобиля опускались, и содержимое кузова сыпалось вниз. Через несколько лет механизм усовершенствовали — сделали механический привод. Гидравликой советские машины обзавелись намного позже зарубежных.
Как сейчас выглядит самосвал
Современный самосвал состоит из нескольких основных конструкций:
- кузова — грузовой платформы с откидными или подъемными бортами;
- рамы — элемента, который соединяет главные составляющие машины, отвечает за устойчивость, стабильность и надежность;
- шасси и подвески — конструкции, благодаря которой нагруженный автомобиль может передвигаться;
- системы подъема — гидравлики, которая отвечает за подъем кузова для разгрузки.
Большинство самосвалов имеет кабину оператора с органами управления.
Что возит самосвал
Саморазгружающиеся автомобили используют компании и специалисты, занятые в сферах:
- строительства — для доставки на стройплощадку сыпучих материалов, кирпича, блоков и вывоза строительного мусора;
- сельского хозяйства — для перевозки зерна, продукции, удобрений и отходов;
- горной добычи — для транспортировки руды и других пород;
- коммунального хозяйства — для вывоза снега и мусора.
Автомобили самосвалы могут использоваться и в других областях. Такая машина будет полезна на любом объекте, где требуется организовать погрузку, транспортировку и разгрузку сыпучих и мелкоштучных грузов.
Какими бывают самосвалы по назначению
В зависимости от объема и формы кузова, грузоподъемности, особенностей шасси и других технических характеристик выделяют несколько типов самосвалов.
Дорожные
Такие самосвалы универсальны — их используют и для вывоза мусора, и для перевозки сыпучей продукции, и для доставки материалов на строительный объект. Эти машины обычно отличаются:
- компактными размерами;
- средней грузоподъемностью, до 40 тонн;
- наличием 2 или 4 осей.
Маневренность и относительно небольшая снаряженная масса позволяют самосвалу быстро передвигаться по дорогам общего назначения.
Карьерные
В отличие от дорожных самосвалов карьерные модели перемещаются медленно. Зато эти машины могут перевозить тяжелый груз и легко преодолевают расстояния по бездорожью. Автомобили для транспортировки горных пород оснащаются кузовом объемом 100–170 м³. Конструкция машин производится из прочной стали, способной выдержать удар экскаваторным ковшом.
Грузоподъемность карьерных самосвалов может достигать 450 тонн. Топ-10 самых грузоподъемных машин:
Модель |
Грузоподъемность (тонн) |
Год выпуска первого автомобиля |
БЕЛАЗ 75710 |
450 |
2013 |
Liebherr T 284 |
375 |
2018 |
Caterpillar 798 AC |
372 |
2019 |
Caterpillar 797F |
363 |
2009 |
Unit Rig (Terex) MT 6300AC |
363 |
2008 |
Liebherr T 282 C |
363 |
2010 |
Komatsu 980E |
363 |
2016 |
БЕЛАЗ 75601 |
360 |
2010 |
Caterpillar 797В |
345 |
1998 |
Komatsu 960E |
327 |
2008 |
Из-за большого размера и веса карьерный самосвал не может доехать до объекта «своим ходом». Машину разбирают и отправляют железнодорожным транспортом или тралом. Для доставки грузовика могут потребоваться 3–4 машины.
Шахтные
Такие самосвалы разработаны специально для работы в ограниченном пространстве. Их задействуют при добыче полезных ископаемых в шахтах, тоннелях, на объектах разработки со сложными дорожными условиями — там, где не проедет большой карьерный самосвал.
Особенности машины для подземных работ:
- компактные габариты;
- небольшой радиус разворота и максимальная маневренность;
- мощный двигатель для преодоления горных подъемов;
- средняя грузоподъемность — 20–60 т.
К категории шахтных самосвалов можно отнести думперы. Это производительные мини-самосвалы грузоподъемностью до 300 кг для перевозки небольших объемов груза на короткие расстояния. Такие машины обычно не имеют кабины. Иногда нет даже кресла для оператора — некоторые самосвалы такого типа подобно мотоблокам управляются водителем, который идет вслед за автомобилем.
Шарнирно-сочлененные
Эти самосвалы иногда называют землевозами, несмотря на то, что они могут применяться не только для перевозки грунта, но и для транспортировки любых сыпучих и длинномерных грузов по пересеченной местности. Чаще всего сочлененный самосвал можно увидеть в карьере, на стройплощадке на этапе отсыпки грунта, на объекте нефтегазовой промышленности, где автомобиль используют для доставки труб и комплектующих для строительства трубопроводов.
Отличительные особенности землевозов:
- двух- или трехосное шасси;
- грузоподъемность 10–50 тонн;
- надежность;
- маневренность.
Подвижная двухсекционная рама, части которой соединены шарнирами, в сочетании с мощным шасси обеспечивает высокую проходимость по бездорожью.
Сельскохозяйственные
У самосвалов-«сельхозников» легкий кузов из дерева или тонкой стали. Такое решение увеличивает вместимость и уменьшает нагрузку на дорожное полотно. Грузоподъемность сельскохозяйственных моделей обычно небольшая — 8–15 тонн. Конструкция оптимальна для перевозки грузов с низкой насыпной плотностью — муки, опилок, семян.
Технические характеристики грузовых самосвалов
Грузоподъемность
Единой классификации не существует, но производители и дилеры обычно выделяют следующие виды самосвалов по грузоподъемности:
- малые — до 2 тонн;
- средние — 2–6 тонн;
- повышенной грузоподъемности — 6–15 тонн;
- тяжелые — более 15 тонн.
Некоторые производители относят к тяжелым самосвалам только технику грузоподъемностью более 35 тонн.
Тип разгрузки
В отличие от первых самосвалов с наклонным кузовом, содержимое которого просто высыпалось вниз при подъеме платформы и опускании бортов, у современных машин разные типы разгрузки. Операция может быть реализована с помощью:
- наклонного основания кузова, по которому груз под действием силы тяжести высыпается вниз при открытии борта;
- нагнетания в кузов сжатого воздуха компрессором, что позволяет быстро выгрузить высокодисперсный или пылевидный материал;
- подвижной платформы, которая выталкивает груз;
- механизма самоопрокидывания, который поднимает кузов при снятии фиксаторов;
- телескопических систем или подвижного пола.
Однако самой распространенной остается разгрузка, при которой корпус приподнимается и наклоняется с помощью гидравлического механизма.
Направление выгрузки
Этот параметр зависит от направления движения подъемного механизма. Большинство самосвалов выгружает содержимое назад — во время разгрузки кузов приподнимается, наклоняется, и груз оказывается за машиной. Встречаются модели для разгрузки слева или справа, машины с откидными бортами с обеих сторон, а также автомобили, которые могут высыпать груз в любом направлении.
Конструкция шасси
Наиболее распространены «обычные» самосвалы с шасси на базе грузового автомобиля. Иногда они работают в составе автопоезда — к тягачу присоединяется 1–2 самосвальных прицепа или полуприцепа.
Для перевозки сыпучих грузов по железнодорожным путям используют вагоны-самосвалы — думпкары.
Форма кузова
Кузов — один из основных элементов автомобиля-самосвала. От его конструкции зависит грузоподъемность и производительность машины. Кузов может быть:
- Прямоугольным. Такие модели вмещают максимальный объем груза и обеспечивают устойчивость автомобиля за счет равномерного распределения нагрузки.
- Полуэллиптическим. Этот кузов практически невозможно встретить на современных самосвалах. До изобретения автомобилей-бетономешалок полуэллиптические кузовы использовали для перевозки бетонных и цементных растворов.
- Корытообразным. Эта модель отличается небольшим скруглением нижней части бортов. Отсутствие прямых углов позволяет кузову быстрее и эффективнее самоочищаться.
- Совкообразным. У такого кузова наклонное дно с приподнятой задней частью, на которой отсутствует борт. Кузов совкового типа часто устанавливают на карьерные самосвалы, так как борта других моделей не позволяют выгрузить крупные камни.
Кузов самосвала всегда имеет фартучную конструкцию. Это значит, что он зафиксирован не на раме снизу, как это бывает на грузовиках, а на шарнирах сверху.
Что еще учесть при выборе самосвала
Помимо назначения, конструкции, грузоподъемности, типа кузова и возможностей разгрузки следует принимать во внимание:
- Длину кузова. Это один из важных параметров, значительно влияющий на производительность. От длины кузова зависит рабочая площадь и вместимость, а значит, объем груза, который самосвал может перевезти за раз. Также этот показатель влияет на устойчивость машины: чем длиннее кузов, тем меньше вероятность опрокидывания самосвала на неровном грунте. При этом большая длина кузова ухудшает маневренность.
- Мощность двигателя. Чем мощнее мотор, тем лучше проходимость и способность преодолевать подъемы, выше грузоподъемность и скорость движения, эффективней работа гидравлического механизма.
Также стоит учесть тип привода (полноприводные машины производительнее на пересеченной местности), вид используемого топлива, объем топливного бака и удобство управления.
Правила эксплуатации
Одно из главных условий долгой и безопасной эксплуатации самосвала — отсутствие перегрузок. Регулярное превышение грузоподъемности может привести к износу и деформации:
- рамы;
- лонжеронов;
- рессор;
- подшипников;
- зубьев шестерен и дифференциалов;
- шин.
Лучше выбирать машину с небольшим запасом по основному параметру.
В компании «Спецавтобаза №1» можно арендовать самосвал с подходящими характеристиками. В наличии в нашем автопарке — надежные вездеходные машины для перевозки груза массой до 40 тонн. Все модели поставляются в отличном техническом состоянии. Возможна аренда машины с опытным оператором на любой срок от одной смены длительностью 7 часов.