Критерии фирм-однодневок. Фирмой-однодневкой ФНС России считает юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, зарегистрированное по адресу массовой регистрации. Ведомство также выделило ряд признаков однодневки, на которые стоит обратить внимание при выборе контрагента (см, например,
письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@). Это отсутствие:
- сайта,
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ,
- личных контактов руководства,
- документального подтверждения их полномочий,
- информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных или торговых площадей,
- рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц.
Дополнительные признаки: наличие в договорах условий, отличающихся от существующих обычаев делового оборота, например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц и ряд других (
приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).
Соответствие компании какому-то одному критерию не страшно. Но если соответствий несколько — это повод задуматься и обсудить их с потенциальным подрядчиком.
Почему это важно? Дело в том, что налоговые органы могут
доначислить вам налоги из-за недоимок партнера. Так бывает, когда заказчик отражает у себя в расходах сумму, потраченную на такелаж, и уменьшает тем самым налог. А подрядчик у себя в доходах не отразил эту сумму и не заплатил налоги. Если после этого он ликвидирует фирму, у налоговой возникают резонные подозрения, что вы участник «серой» схемы: получили необоснованную выгоду, а партнер — сэкономил на налогах.
ФНС
приступит к поиску доказательств отсутствия у вас должной осмотрительности. Придется потратить много сил, времени и нервов, собрать все документы, чтобы отстоять свою непричастность к недобросовестным действиям подрядчика.