Такелажные работы у многих ассоциируются именно с применением автокрана. Это действительно один из самым популярных, хотя далеко не единственный способ перемещения промышленного оборудования или другого груза. В статье рассмотрим особенности, преимущества и недостатки этого способа перемещения.

Кто выбирает способ перемещения оборудования

В производственном процессе не редки ситуации, когда компании требуется перемещение дорогостоящего оборудования или других промышленных объектов. Каждый такой случай имеет свои особенности, условия реализации, ограничения и варианты решения. Кто же решает, как выполнить задачу? Заказчик или подрядчик?

Заказчик имеет опыт и квалификацию в своей профессиональной отрасли, но опыта такелажных работ обычно нет. Когда речь идет о дорогостоящем оборудовании, рекомендуем внимательно отнестись к его выгрузке и перемещению к месту установки. Реализацию этого процесса должен проектировать опытный аттестованный в Ростехнадзоре инженер, который специализируется именно на такелажных работах. При выборе способа перемещения он учитывает все возможные условия, которые могут влиять на процесс. Некоторые из них не очевидны заказчику, но могут оказать решающее значение на ход выполнения работ. Например:

  • наличие скрытых коммуникаций в помещении,

  • допустимую нагрузку на полы,

  • допустимую траекторию перемещения оборудования в стесненных условиях,

  • размеры высотных отметок при отсутствии чертежей и специального измерительного инструмента,

  • возможность заезда крупногабаритной и длинномерной техники,

  • правила установки подъемной техники вблизи ЛЭП, арок, козырьков зданий и сооружений, зеленых насаждений, эстакад, мачт освещения, ЖД и трамвайных путей и переездов, котлованов, траншей , путепроводов и т.д.

Инженер предварительно осматривает площадку выгрузки, пути следования и место установки оборудования, изучает документацию. А затем на основании полученных данных выбирает технический способ перемещения объекта. И далее —  разрабатывает проект производства работ, в котором пошагово расписывает реализацию задачи от момента подготовки до установки оборудования в проектное положение.

Подробнее о подготовке к такелажным работам вы можете почитать здесь. А в этой статье мы писали о проекте производства работ и его роли в реализации задачи. 

Когда подходит такелаж грузоподъемным краном

Перемещение оборудования и других грузов краном — это классический и один из самых распространенных способов выполнения такелажных работ. Универсальный вариант для простых задач, когда нужно переместить объект из одного место в другое в пределах одной площадки. 

Когда подходит:

  • Если подъездные пути позволяют доставить кран на объект.

  • Если на площадке достаточно места для размещения крана и его маневров, позволяет высота потолков и коммуникаций.

  • Если конфигурация груза допускает перемещение краном.

  • Если нет более выгодных способов перемещения груза.

    Поможем выбрать надежного подрядчика
    Пришлем удобный список критериев, которым должна соответствовать такелажная компания. Он поможет оценить уровень готовности исполнителя к Вашему проекту.

    Оставьте свой адрес электронной почты:
    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

     

    Что необходимо для безопасного такелажа грузоподъемным краном

    У этого способа есть три основные составляющие:

    • Опытные специалисты: крановщик и стропальщик.

    • Исправный кран без люфтов (когда стрела движется больше, чем нужно), без подтеканий масла, с исправными приборами безопасности, своевременно проходящий техническое обслуживание и освидетельствование.

    • Грузоподъемные краны всех типов, за исключением указанных в п.148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат регистрации в органах Ростехнадзора. Правильно подобранное грузоподъемное оборудование, оснастка, схема строповки. Мало их правильно подобрать — они должны иметь паспорта/сертификаты, протоколы испытания и периодические осмотры.

    ПРИКАЗ от 26 ноября 2020 года № 461:

    Результаты технического освидетельствования ПС записывают в паспорт крана специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного ПС запись в паспорте должна подтверждать, что ПС смонтировано и установлено в соответствии с руководством по эксплуатации, с настоящими ФНП и выдержало испытания.

    Записью в паспорте действующего ПС, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что ПС отвечает требованиям настоящих ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержало испытания. Разрешение на дальнейшую работу ПС в этом случае выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, с соответствующей записью в паспорте.

    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)

    Проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям, а также специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту, реконструкции ПС.

    Грузоподъемное оборудование и оснастка

    Схемы строповки

    Преимущества и недостатки перемещения груза краном

    Почему при выборе способа такелажных работ инженеры часто используют автокраны? А ведь этот способ объективно самый популярный при перемещении тяжеловесного оборудования. По сравнению с другими грузоподъемными механизмами, автокран имеет существенные преимущества:

    • Мобильность. Автокран передвигается своим ходом до объекта работ. Для стесненных помещений мы используем специальные короткобазовые краны. Их контур по аутригерам такой же, как и у обычного той же грузоподъемности. Преимущество — в габаритах по высоте и длине в транспортном положении и в самой конфигурации крана.

    • Быстрая мобилизация. Не требует времени и затрат на подготовку к использованию. Не нужен фундамент для сборки, не требует дополнительных подсобных конструкций, балок, лебедок. Крановая установка располагается на автомобильном шасси, ее не нужно собирать и монтировать. Она может перемещать груз по любой траектории, в отличие, например, от портала, который двигается по рельсам в двух направлениях. Кран раскладывается за 10-15 минут, а на мобилизацию гидравлического портала, к примеру, нужен день.

    • Высокий уровень безопасности. Все современные машины оборудованы приборами безопасности: видеокамерами, указателями грузоподъемности, ограничителями подъема стрелы, крюка, крена. Приборы просто не дадут крану поднять груз больше разрешенной грузоподъемности или поднять стрелу. Некоторые организации отключают приборы безопасности, чтобы расширить возможности техники, но делать так ни в коем случае нельзя. Последствия подобных решений можно увидеть на ютубе по запросу «упал кран». Многие приборы в современных кранах заменены на цифровые датчики, информация с которых поступает на дисплей крановщику. Он все видит, контролирует все параметры. Краны обеспечены световыми и звуковыми сигналами. Это делает работу крана безопасной. Стрелы, поворотные механизмы и другие элементы техники проходят проверку на качество.

    • Универсальность. Под любую задачу можно подобрать подходящий автокран, в том числе кран большой грузоподъемностью. Существуют краны грузоподъемностью 800 — 1200 тонн, но для такелажа чаще используют все-таки легкие краны 25-50 тонн.

    • Высокая производительность. Кран может переместить довольно много груза за час или за смену, в зависимости от грузоподъемности и опыта бригады при грамотной организации работ.

    Если бы кран был идеальным инструментом по перемещению грузов, его использовали бы всегда и везде, а другие способы такелажа не требовались бы. В чем минусы применения автокранов?

    • Требуют организации передвижения. Если краны малой грузоподъемности (25-32 тонн) могут передвигаться по дорогам общего пользования, то краны грузоподъемностью свыше 50 тонн относятся к негабаритным транспортным средствам. По дорогам общего пользования такие краны могут передвигаться только, имея специальное разрешение. При этом противовесы к кранам необходимо доставлять отдельным транспортом.

    • Длина, ширина. Из-за своих габаритов кран не всегда может заехать на объект. Например, не проходит по высоте проема или по габаритам внутри цеха. Кран работает на выносных опорах, поэтому иногда опорный контур превышает возможности площадок, т.е. не хватает места, чтобы установить кран. По этой причине большие краны невозможно использовать в большинстве помещений, даже производственных. Высота потолков часто ограничивает вылет стрелы.

    • Ограниченное использование в помещениях. Иногда в помещениях запрещено пользоваться техникой с двигателем внутреннего сгорания.

    • Сложно оперативно арендовать. Если открыть ленту объявлений, то кранов в наличии много. Но большинство из них или без документов (ЧТО, Ростехнадзор, страховка), или в плачевном состоянии (старые, с отключенными ПБ, не проходящие ТО), или с крановщиками очень слабой квалификации. Кран, отвечающий всем требованиям правил безопасности, приходится арендовать заранее.

    • Сложно найти краны высокой грузоподъемности. Кран грузоподъемностью выше 50 тонн сложно оперативно арендовать, особенно в регионах. А пригнать тяжеловесный кран из другого города дорого и проблемно — затраты на его доставку превысят выгоду от применения, поэтому в таких случаях мы подбираем более целесообразный способ перемещения. Например, как в этом случае.

    • Требуют дополнительное оборудование. Для перемещения нужно дополнительное оборудование: траверсы, площадки, захваты и т.д.

    • Вес. Краны, у которых грузоподъемность выше 32 тонн, имеют значительный вес, который может испортить любое дорожное покрытие (асфальт, плитку, газон, если площадка недостаточно широкая). К ним, как к тяжеловесам, применяют особые требования. Необходимо оформлять специальное разрешение, запрашивать согласие у владельцев дорог, по которым планируется проезд, оплачивать пошлину. Тут страдает оперативность. Кран нужен через 2 дня, а разрешение оформляется около 3 недель. Такой кран может продавить люки, его нельзя поставить на площадке, под которой проходят коммуникации или располагаются подземные этажи. Его нельзя поставить на краю котлована, нельзя работать при сильном ветре (допустимая скорость ветра +- 15м/с.

    • Необходим обученный персонал. Современные машины сложны в управлении. Нельзя посадить за кран любого водителя. Крановщик должен иметь опыт работы с конкретной моделью автокрана, аттестован, иметь соответствующую квалификацию.

    Дополнительное оборудование для автокрана: траверсы, площадки, захваты и т.д.

    Регламент установки крана у откосов определен Приказом №461 от 26 ноября 2020 года «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»»

    Чтобы использовать кран в стесненных условиях, важно быть уверенным в квалификации оператора крана. Иногда груз или стрела крана проходят в нескольких сантиметрах от потолка, стены или коммуникаций.

    Выводы

    Если задачу можно реализовать разными способами, инженер выбирает наиболее безопасный и экономичный способ выполнения проекта. Перемещение оборудования грузоподъемным краном:

    • Подходит для многих задач, неосложненных стесненными условиями выполнения.

    • Позволяет перемещать крупногабаритные тяжеловесные грузы в короткие сроки.

    • Требует тщательной подготовки: проверки крана на соответствие требованиям безопасности, подбора аттестованных крановщика и стропальщиков.

    САБ1 использует в работе собственные краны разной грузоподъемности, на которых работают штатные аттестованные специалисты. Вот примеры проектов, которые мы выполнили с помощью этого способа такелажных работ: