Уверены, вам знакома ситуация, когда потенциальный подрядчик на первой встрече или по телефону обещает золотые горы. По его словам, все будет сделано с высочайшей степенью надежности, в кратчайшие сроки и, конечно, по минимальной цене. Но на практике это оказывается, мягко говоря, преувеличением. В этой статье расскажем, на какие уловки идут такелажные компании и как их быстро выявить.

Стоимость

Большинство заказчиков очень редко сталкивается с такелажными работами и просто не знает, на что обращать внимание при выборе подрядчика. Таким образом, главным критерием для них становится цена. Зная это, недобросовестные подрядчики дают минимальную стоимость — лишь бы заключить договор. Рекомендуем насторожиться, когда самая низкая цена значительно отличается от остальных предложений. У низких цен всегда есть причина. Давая минимальную цену, подрядчик не отказывается от своей прибыли, а рассчитывает заработать другим путем. Рассмотрим самые распространенные способы.

1. Экономия на качестве

На стоимость работ больше всего влияет уровень задействованных специалистов, техники и оборудования. От них же зависит и качество конечного результата. Чтобы заработать на проекте при минимальной стоимости, подрядчик экономит на самом главном: привлекает неквалифицированную рабочую силу, убитую технику, которая ломается в самый ответственный момент, использует самодельное оборудование и дешевые, но опасные способы работы. Не нужно говорить, как это ставит под угрозу ваш груз и сроки выполнения работы.

Как это предотвратить? Запросить документы на исполнителей работы — стропальщиков, такелажников, крановщиков, инженеров (трудовые книжки, удостоверения и свидетельства об обучении), документы на технику и оборудование.

Признаки надежной организации:

  • Люди обучены и оформлены в штат компании.

  • Оборудование имеет заводские паспорта.

  • Грузоподъемная техника зарегистрирована в Ростехнадзоре, в паспортах есть отметки о техническом освидетельствовании

Сравнивать по цене можно только аналогичные предложения с аналогичным перечнем основных и дополнительных работ, составом и квалификацией персонала.

2. Дополнительные услуги

Более изобретательный способ — включить в стоимость договора только часть необходимых работ, а за остальные требовать отдельной оплаты. Заказчик может не знать, какие именно работы и техника могут потребоваться для выполнения проекта и подрядчик этим воспользуется. Так, в разгаре работы неожиданно выяснится, что для ее завершения требуются специалисты или техника, которые не входили в изначальную смету, и нужно доплатить. Понятно, что времени на переговоры уже не будет, поэтому придется мириться с недобросовестным поведением и нести существенные расходы, которые изначально не были предусмотрены.

Как не оказаться в такой ситуации? Детально зафиксировать в техническом задании, что должно быть сделано подрядчиком. Вам нужен конкретный результат, а как его достичь — вопрос исполнителя.

Но высокая цена не всегда гарантирует высокое качество. На что еще важно обратить внимание, кроме стоимости?

Опыт

Важно, чтобы у подрядчика был опыт работы именно с вашим типом груза. Если подрядчик уверяет, что неоднократно выполнял аналогичные проекты, попросите это подтвердить: показать кейсы, фото, видео и отзывы. Если подобные работы были, то должны остаться технологические карты и ППР, по которым делалась работа и где она подробно описана.

Если же опыт заключается только в том, что когда-то менеджер сопровождал похожие работы, но исполнители с тех пор уже поменялись, а документация не сохранилась, то ценность такого опыта нулевая.

Носители опыта — документация и конечные исполнители: инженеры и такелажники, а не менеджеры.

Чтобы проверить опыт, рекомендуем:

  • Запросить у подрядчика сканы трудовых книжек инженеров и такелажников — тех, кто будет непосредственно выполнять работы.

  • Посмотреть, как давно они работают на этих должностях. Если стаж сотрудников меньше года, то какой опыт они успели накопить за это время?

  • Еще один важный показатель опыта — размер выручки. Если подрядчик рассказывает про крупные выполненные контракты, то они должны быть отражены в доходах компании. При регулярной работе даже без крупных проектов такелажная компания должна зарабатывать не менее 2,5 млн руб выручки в месяц, что равнозначно 30 млн руб в год.

Подрядчик не может подтвердить опыт? Скорее всего, такую работу он будет делать впервые. Такое часто бывает у компаний, которые занимаются смежной с такелажем деятельностью и хотят попробовать себя в новой сфере. Обычно это хорошо заметно. Даже по сайту легко понять, какой вид деятельности для компании основной, а какой непрофильный.

Полезно!
Скачайте
образец технического задания с требованиями к подрядчику. Этот документ содержит условия, при соблюдении которых подрядчик приступает к работе, а также перечень обязанностей подрядчика и требования к соблюдению законодательства. Направьте этот документ вашему претенденту, чтобы оценить уровень его профессионализма.

Штатные специалисты и их квалификация

Мы много писали о том, что наличие обученных специалистов в штате подрядчика – необходимое условие предсказуемого результата работы. Если подрядчик утверждает, что в его штате и инженеры, и такелажники, и операторы техники, это легко проверить:

  • Запросите подтверждающие квалификацию документы на рабочих и специалистов. У инженеров должны быть протоколы аттестации в Ростехнадзоре, а у стропальщиков и такелажников – соответствующие удостоверения.

Важно! Руководитель организации, эксплуатирующей подъемные сооружения, должен быть аттестован Ростехнадзором по общей промышленной безопасности. Дополнительно должны быть назначены ответственные: за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, за содержание ПС в работоспособном состоянии, за безопасное производство работ с применением ПС (Приказ Ростехнадзора №461 от 24.11.20, п. 22).

  • Запросите ежеквартальный отчет о страховых взносах, который каждая компания должна подавать в налоговую. На нем должна стоять отметка налоговой о получении. В верхней части отчета указано общее количество штатных сотрудников компании. Минимальная численность работников такелажной компании — 20 человек. Это директор, бухгалтер, несколько менеджеров, несколько инженеров и хотя бы две такелажные бригады.

Меньшее число сотрудников говорит о том, что компания привлекает людей со стороны. Это действительно дешевле. Но у таких фрилансеров нет постоянной практики, а значит, нет нужной квалификации и опыта. Если с такелажными работами они сталкиваются несколько раз в месяц, нужные навыки просто не успевают выработаться. Удостоверений у них тоже не будет. К тому же у частников, как правило, есть основная работа, которая будет в приоритете перед подработками, что скажется на предсказуемости их появления на вашем объекте. К тому же от частников сложно ждать дисциплины и ответственности во время выполнения работ.

Собственная техника и инструмент

Подрядчик заявляет, что у него есть собственный парк грузоподъемной техники и арсенал такелажного оборудования? Отлично! Это весомый критерий в его пользу.

Как проверить, действительно ли это так? В бухгалтерском балансе в разделе «Основные средства» должна быть отражена стоимость собственного имущества. Несколько единиц подержанной техники и минимальный набор оборудования не может стоить ниже 3 млн. рублей. Дополнительно можно запросить список основных средств из программы учета 1С и живые фотографии автопарка и складов. Еще лучше, если есть возможность, приехать к подрядчику и лично все посмотреть.

Страхование

Нередки случаи, когда компании оформляют фиктивное страхование такелажных работ:

→ Заключают годовой договор страхования.

→ Разбивают оплату за полис на 12 месяцев.

→ Оплачивают первый месяц, получают полис, чтобы показывать его заказчикам, а затем перестают платить.

Уточните в страховой компании, действует ли предъявленный страховой полис.

Но даже если полис действителен, это еще не значит, что вы защищены от рисков. Полис продадут абсолютно любому, кто за него заплатит. Но если подрядчик работает с нарушениями требований промышленной безопасности, у работников нет аттестаций и удостоверений, страховая откажет в компенсации. Не трудно купить полис, трудно получить по нему выплату.

Что делать?

Изучите требования страховой и убедитесь, что ваш подрядчик им соответствует. О страховании такелажных работ подробно писали в этой статье.

Репутация юридического лица

Вы можете проверить подрядчика на специализированных ресурсах: сайте налоговой, ресурсе бухгалтерской отчетности, сервисе проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Но если компания образована недавно, сведений о ней будет мало для полноценной аналитики. Есть риск, что подрядчик постоянно меняет юридические лица, чтобы избежать судебных выплат, претензий ФНС и т.д. Работа с фирмой-однодневкой — лотерея.
Делайте выбор в пользу компании, которая давно на рынке, в том числе в текущем юридическом статусе. Мы рекомендуем считать дату образования юридического лица критерием надежности, если ей не меньше пяти лет.

Подготовка

Часто такелажные организации пренебрегают подготовкой к работе. Это не обман, а скорее разгильдяйство и безответственность. Обычно это происходит из-за того, что подготовку просто некому поручить — инженера в штате нет, а менеджеры недостаточно разбираются в технических аспектах.
Такие компании работают по принципу «на месте разберемся» и все возникающие проблемы перекладывают на заказчика. Например, в день работ выясняется, что нет достаточной свободной площадки, чтобы установить автокран или машина с грузом банально не может заехать, потому что никто не замерял габариты проездных путей. Подрядчик на ситуацию повлиять уже не может. И заказчик вынужден бросить все дела и разбираться с незнакомой областью, иначе подведет начальство и других участников проекта.

Как этого избежать? Обратите внимание, как подрядчик готовится к вашей работе. Подготовка должна включать:

  • Выезд на объект и сбор сведений о месте проведения работ и перемещаемом грузе.

  • Определение технологического способа и необходимых ресурсов для выполнения работы.

  • Если требуется, подготовка путей перемещения груза, защита отделки помещений и т.д.

Результат качественной подготовки — подробный план работ и ППР. Если подрядчик этого не делает, значит он надеется на удачу. А она часто подводит. С такими беззаботными дел лучше не иметь.