В этой статье мы подробно рассказали о критериях выбора подрядчика для того, чтобы организация такелажных работ для вас была понятной, а также подготовили чек-лист, с помощью которого вы можете проверить претендентов. Надеемся, что инструкция помогла вам определиться с выбором. Впереди — знакомство с подрядчиком. На этом этапе рекомендуем окончательно проверить надежность компании и направить ей техническое задание с требованиями к реализации такелажного проекта. В статье вы найдете рекомендации по оценке подрядчика и образец ТЗ.

Оцените штат технических специалистов

Прежде, чем договор будет заключен, команда такелажной организации обязательно посещает объект и оценивает масштабы предстоящих работ. Это хорошая возможность оценить подход компании и проверить, насколько профессионально действуют ее сотрудники. Первое, на что смотрим, — кто будет участвовать в проекте.

Такелажный проект должна выполнять команда специалистов:

  • Инженер изучает объект, документацию, делает расчеты и составляет проект производства работ (ППР);

  • Ответственный за безопасное производство работ контролирует работу грузоподъемных механизмов и людей на объекте;

  • Аттестованные такелажники перемещают оборудование строго в соответствии с ППР. Соблюдают требования страховой компании, оперативно реагируют на внештатные ситуации.

Как правило, сразу после обращения заказчика такелажная компания направляет инженера на предварительный осмотр объекта. Для заказчика это отличный повод узнать: есть ли вообще в компании инженеры и что они из себя представляют.

В этой статье рассказываем, почему к такелажному проекту выгоднее готовиться заранее.

Потенциальный подрядчик не собирается выезжать на осмотр объекта? Это тревожный знак. Подготовка к объемной и сложной работе «по фотографии» не может учесть непредвиденных нюансов, которые повлияют на сроки и целостность перемещаемого оборудования. Такие нюансы не редкость и могут быть на любом объекте.

Мы не рекомендуем работать с подрядчиками, которые пренебрегают качественной профессиональной подготовкой к работе.

Участвует ли инженер в предварительном осмотре объекта?

Без инженера невозможен грамотный и безопасный такелаж. Именно он определяет способ работ и подходящее оборудование, составляет проект производства работ (ППР) и схемы строповки. Эту работу нельзя доверять менеджерам или такелажникам, поскольку они не имеют соответствующего образования.

Если у подрядчика нет штатного инженера, но он привлекает его со стороны, надо понимать, чем это грозит. Инженер, не трудоустроенный официально в такелажной компании, не несет ответственности за нарушения при составлении ППР.

Посмотрите, насколько быстро инженер приехал на осмотр. Если его пришлось ждать неделю, то скорее всего и в работе компания такая же неторопливая. Проект с жесткими сроками ей лучше не доверять. И мы ведь помним, что без очного осмотра фронта работ профессиональная подготовка к такелажу невозможна? В нашей практике были случаи, когда инженеры САБ1 оказывались единственными из потенциальных подрядчиков, кто приезжал на объект клиента до старта работ.

Важно, чтобы инженер уже на этапе знакомства показал себя опытным специалистом, объяснил, как видит работу и как решит проблему заказчика. Обратите внимание, как он проводит осмотр и какими инструментами производит замеры; на что обращает внимание, какие задает вопросы и как отвечает на ваши.

Зачем нужен ответственный за безопасное производство работ?

Соблюдение правил безопасности — одно из самых важных требований к такелажным работам по двум причинам:

  • Выгрузка и перемещение многотонного оборудования сопряжены с повышенной опасностью для здоровья и жизни людей. Несчастные случаи из-за несоблюдения требований безопасности — причина возбуждения административных и уголовных дел.

  • В случае повреждения оборудования страховая может отказать в выплате, а производитель снять оборудование с гарантии, если такелаж выполнялся с нарушениями требований законодательства.

Законом запрещено привлекать для выполнения этих обязанностей работников других организаций, в том числе сотрудников заказчика. Согласно федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, ответственный за БПР должен быть из числа аттестованных штатных специалистов компании, которая эксплуатирует подъемные сооружения.

Ответственным за безопасное производство работ назначается обученный работник из числа руководителей и специалистов организации. Он отвечает за обеспечение безопасности людей и сохранности материальных ценностей, расположенных в опасной зоне работы крана, а также за:

  • наличие проекта производства работ краном, технологической карты до начала проведения грузоподъемной операции;

  • согласование времени и условий проведения грузоподъемной операции со всеми лицами и организациями, принимающими в ней участие;

  • предупреждение всех заинтересованных лиц или организаций о проведении и способах проведения грузоподъемной операции;

  • допуск к выполнению грузоподъемной операции обученного и аттестованного персонала;

  • обеспечение безопасности лиц, не принимающих участие в проведении грузоподъемной операции;

  • обеспечение связи между всеми участниками грузоподъемной операции;

  • наличие всех необходимых разрешений для выполнения грузоподъемной операции;

  • допущенные им нарушения правил безопасности и инструкции независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю или нет.

    Поможем выбрать надежного подрядчика
    Пришлем удобный список критериев, которым должна соответствовать такелажная компания. Он поможет оценить уровень готовности исполнителя к Вашему проекту.

    Оставьте свой адрес электронной почты:
    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

     

    Чтобы минимизировать риски повреждения оборудования, потерю гарантии, отказ в страховой выплате, у подрядчика обязательно должен быть специалист, ответственный за безопасное производство работ, аттестованный в Ростехнадзоре.

    Почему стропальщики и такелажники должны быть в штате?

    Специалисты, которые выполняют такелажные работы в соответствии с планом производства работ и под руководством ответственного за безопасность, должны быть штатными сотрудниками.

    Во-первых, это напрямую влияет на слаженность работ, взаимопонимание в команде и четкое исполнение требований инженера и ответственного за безопасность. Во-вторых, наемные субподрядчики могут в любой момент подвести, не выйти на работу и сорвать проект, а компания не сможет оперативно заменить такелажника.

    Обязательно запросите трудовые книжки и удостоверения на членов такелажной бригады. Вы доверяете компании ценный груз и имеете право убедиться, что с ним будут работать профессионалы.

    Генеральный директор АО «САБ1» Владимир Иванович Васягин поделился с читателями блога случаем из практики Спецавтобазы №1. Послушайте историю о том, к чему приводит привлечение фрилансеров и почему специалисты в штате — обязательное условие профессионально выполненного такелажа.

    Проверьте оснащение

    После осмотра объекта инженер начнет разработку проекта производства работ, а менеджер —считать стоимость. Рекомендуем в это время продолжить сбор информации о потенциальном исполнителе.

    Спросите у подрядчика, возможно ли посетить производственную площадку, чтобы своими глазами увидеть склады с оборудованием, технику, офис, сотрудников? Тревожным звонком будет уклонение подрядчика от вашего визита.

    Нет желания или возможности лично съездить? Попросите менеджера подрядчика сфотографироваться и прислать вам фотографии на фоне складов, техники и офиса с сотрудниками. Сам менеджер в кадре подтверждает, что фото реальные, а не из интернета.

    Эта мера может показаться излишней, однако позволяет существенно снизить вероятность неприятных сюрпризов и сразу определить, что за компания перед вами. Такой способ мы подсмотрели у банков, а они знают в этом толк, ведь их бизнес построен на проверке надежности компаний.

    Почему важно, чтобы у подрядчика был собственный парк спецтехники и оборудования:

    • Если что-то выйдет из строя, организация оперативно заменит технику или довезет нужный инструмент. Такелаж не затянется и не сорвется, как в случае с арендованным оборудованием.

    • Наличие собственного автопарка — одно из ключевых требований к подрядчику у целой категории заказчиков, в частности, у оборонных предприятий.

    Если компания заявляет о наличии собственного автопарка, запросите свидетельства о регистрации транспортных средств (СТС) и посмотрите, кто их владелец. Ознакомьтесь с документами, которые подтверждают техническое освидетельствование для грузоподъемной техники.

    Важно, чтобы автокраны своевременно проходили ЧТО и ПТО, имели исправные приборы безопасности и были зарегистрированы в Ростехнадзоре. Эти меры минимизируют риски аварии во время работ.

    Узнайте, как будет разрабатываться проект производства работ

    Проект производства работ — важное звено в реализации такелажа. Это четкая последовательная инструкция для бригады: как, каким способом, каким оборудованием перемещать груз. ППР готовят по результатам инженерных расчетов с учетом всех возможных факторов и требований контролирующих органов. Этот документ не дает исполнителям импровизировать и подвергать оборудование риску. Важно, чтобы ППР компания делала самостоятельно, а не отдавала на субподряд:

    • Во-первых, потому что штатный инженер занимается только ППР для такелажных работ, а не всем подряд, а значит его компетенция именно в этой сфере выше.

    • Во-вторых, если ППР готовит инженер-аутсорсер, у компании меньше влияния на специалиста, а значит резко падает предсказуемость сроков и вообще выполнения им его части работы.

    • В третьих, если объект осматривал один инженер, а ППР разрабатывает другой, при передаче информации от одного специалиста другому может потеряться ряд важных деталей об оборудовании и самом объекте. Любая мелочь может значительно повлиять на ход работ.

    Запросите документы на инженеров, трудовые книжки, документы об образовании, протоколы сдачи экзамена в Ростехнадзоре по категориям А1., В9.31. Неаттестованные специалисты не могут разрабатывать ППР даже при наличии высшего технического образования! В случае повреждения оборудования страховая обязательно проверит квалификацию исполнителей и откажет в выплате, если ППР составлял инженер без аттестации.

    Совет: Для оценки квалификации инженеров подрядчика рекомендуем запросить примеры авторских проектов на аналогичные работы. Так обычно поступают в проектных институтах для оценки квалификации кандидатов на вакансии.

    На проект должно быть составлено подробное ТЗ, которое детально описывает каждый этап работы и конкретный результат. Сроки, подкрепленные обещанием: «Да ладно, все сделаем», неприемлемы.

    Полезно! Скачайте образец технического задания с требованиями к подрядчику. Этот документ содержит условия, при соблюдении которых подрядчик приступает к работе, а также перечень обязанностей подрядчика и требования к соблюдению законодательства. Направьте этот документ вашему претенденту, чтобы оценить уровень его профессионализма.

    Мы уделяем так много внимания проверке инженеров, потому что это один из ключевых участников проекта. Работать без инженера и ППР — все равно что строить дом без архитектурного плана или снимать фильм без сценария. Такие эксперименты подходят только для очень простых работ со старым оборудованием, которое не жалко повредить. А вам ведь нужен предсказуемый результат?

    Готов ли подрядчик выполнить всю работу под ключ

    Организация проекта силами разных подрядчиков занимает много времени и сил. Согласитесь, гораздо удобнее выбрать исполнителя и получить готовый результат. Если на стадии обсуждения проекта организация не предлагает готовых решений, перекладывает на заказчика те или иные этапы работ, целесообразность делегирования — под вопросом. А зачем вообще нужен подрядчик, если часть проблем придется решать самим? Когда все этапы работ — в одних руках, свалить форс-мажор на других не получится.