Вилочный погрузчик — спецтехника, облегчающая выполнение многих работ на складе, терминале, производстве. С помощью этой машины можно быстро выполнять погрузку и разгрузку, транспортировку в пределах объекта, штабелирование и другие операции.

Вилочный погрузчик станет надежным помощником, если его характеристики соответствуют условиям эксплуатации. Рассказываем, на какие параметры важно обращать внимание, выбирая технику для склада или другого объекта.

Технические характеристики вилочных погрузчиков

Грузоподъемность

Максимальный вес материала, который может поднять машина, — ключевая характеристика вилочного погрузчика. По этому параметру определяется класс автомобиля:

Грузоподъемность (т) Тип погрузчика
1–4 Малый
4–10 Среднего класса
10–16 Выше среднего
>16 Тяжелый

Для работ внутри помещений, на складах и в торговых залах, обычно достаточно малого погрузчика. Средние и тяжелые машины обычно выбирают для более сложных задач — эксплуатации в крупных логистических центрах, грузовых терминалах, на строительных и производственных площадках.

Иногда в инструкции или других сопроводительных документах к вилочному погрузчику указываются два параметра: номинальная и максимальная грузоподъемность. Номинальная — вес, который машина может перевезти без потери устойчивости и риска опрокидывания. Максимальная — масса, которую погрузчик может поднять, при этом стабильная перевозка груза не гарантируется.

Масса

В технических характеристиках вилочного погрузчика обычно приводят две цифры:

  • снаряженная масса — вес машины со всем дополнительным оборудованием, полными емкостями для топлива и технических жидкостей;
  • полная — вес заправленного, снаряженного, нагруженного автомобиля с оператором.

Обычно модели грузоподъемностью до 1,5 тонны весят 2–3 тонны, более грузоподъемная техника — от 4 тонн.

Чем меньше вес машины — тем ниже нагрузка на покрытие. Выбирая технику для работы в помещении важно знать, какой вес вилочного погрузчика смогут выдержать полы и перекрытия в здании.

Габариты

Основные габаритные характеристики вилочного погрузчика:

  • длина;
  • длина с вилами и другим оборудованием;
  • ширина;
  • высота;
  • радиус разворота.

Чем больше эти параметры — тем больше места требуется машине для проезда. Обычно при выборе техники для склада ориентируются на последнюю величину — радиус разворота. Эта характеристика не должна быть больше ширины проемов и проходов, тогда вилочный погрузчик сможет беспрепятственно проезжать по всей территории объекта, маневрировать и разворачиваться, безопасно и быстро загружать и разгружать материал.

Выбирая модель для работы в помещении, важно измерить величину проемов, чтобы понимать, какая высота погрузчика будет максимальной.

Скорость

Средняя скорость передвижения большинства моделей составляет 12–15 км/ч, максимальная может доходить до 20–25 км/ч. Слишком высокая скорость такой технике не нужна, так как нарушение скоростного режима может негативно сказаться на безопасности работ. Дело в том, что тормозной путь вилочного погрузчика длиннее, чем у автомобиля. Особенно медленно происходит торможение нагруженной техники в помещении, на гладком полу. Также превышение скорости может привести к опрокидыванию на поворотах.

Двигатель

Тип двигателя — техническая характеристика, напрямую влияющая на скорость, производительность, безопасность эксплуатации и экономическую эффективность вилочного погрузчика. Виды моторов, которыми комплектуется спецтехника:

  • Электрический. Модели с аккумуляторным или электроприводом оптимальны для использования внутри помещений и там, где не допускается использование машин с ДВС. Они применяются на предприятиях пищевой, фармацевтической и медицинской промышленности, на объектах, где есть взрывоопасные вещества. Такие погрузчики оснащаются литий-ионной, свинцово-кислотной, щелочной, никель-кадмиевой или гелевой заряжаемой батареей. Электрические вилочные погрузчики экономичны в эксплуатации, экологичны, отличаются минимальным уровнем шума. К недостаткам машин с электроприводом можно отнести простой техники во время зарядки и необходимость периодической замены батарей.
  • Дизельный. Вилочный погрузчик, работающий на недорогом дизельном топливе, рассчитан на интенсивную работу в полевых условиях. Технические характеристики дизельного вилочного погрузчика обычно выше, чем у бензинового или электрического — такая техника мощнее, грузоподъемнее, производительнее. Еще одно преимущество машин с дизельным ДВС — устойчивость к морозному климату. Минусы спецтехники: токсичный выхлоп и, как следствие, сложность эксплуатации в помещении, высокий уровень шума и необходимость регулярного ТО.
  • Бензиновый. Вилочные погрузчики с бензиновым ДВС обладают теми же преимуществами, что и модели с дизельным мотором — обычно имеют высокую мощность и производительность, могут передвигаться на высокой скорости. При этом бензиновые моторы отличаются менее токсичным выхлопом. Эксплуатация бензинового погрузчика обходится дороже из-за высокой стоимости топлива.
  • Газовый. Такие моторы работают на самом экономичном топливе — природном или сжиженном газе. Демонстрируют небольшое количество вредных выбросов. Газовые и газ-бензиновые вилочные погрузчики могут работать как в помещении, так и на улице. Их удобно заправлять — необходимо просто поменять баллон.

Самые популярные и распространенные модели в России — электрические и дизельные. Электропогрузчики используются преимущественно на складских объектах для выполнения несложных работ по погрузке, разгрузке и штабелированию. Дизельные машины — для работ средней и высокой интенсивности, в том числе на площадках под открытым небом. Бензиновые модели не столь популярны из-за высокой цены на топливо, газовые — из-за малого количества газозаправочных станций.

Мачта

Мачта — устройство, отвечающее за подъем и опускание груза. Оно состоит из вил, каретки, защитной решетки и секционной конструкции.

Основные технические характеристики устройства:

  • строительная высота — расстояние выдвинутой полностью мачты от пола до высшей точки при опущенных вилах;
  • высота подъема — расстояние, на которое вилочный погрузчик может поднять груз;
  • угол наклона — величина, на которую может отклониться каретка, обеспечивает точное позиционирование груза.

Мачта вилочного погрузчика может иметь фронтальное или боковое положение. Последний вариант очень удобен при эксплуатации машины в условиях стесненного пространства, но встречается редко.

Устройства отличаются в зависимости от количества секций:

  • односекционные — чаще устанавливаются на штабелерах с высотой подъема до 1,6 м, имеют только один цилиндр подъема, двигающий каретку и вилы;
  • двухсекционные (дуплекс) — оснащаются двумя цилиндрами по бокам, иногда в схеме есть третий цилиндр в центре, отвечающий за специальный свободный ход;
  • трехсекционные (триплекс) — всегда оснащаются тремя цилиндрами и имеют опцию специального свободного хода, выполняют подъем на высоту до 6 м;
  • четырехсекционные (квадроплекс) — способны поднимать груз на высоту до 8 м, не нашли широкого применения, так как демонстрируют меньшую грузоподъемность и устойчивость при работе с грузом на максимальной высоте.

Нормальный или стандартный свободный ход — это способность машины поднимать вилы на 10–20 см, не меняя строительную высоту мачты. Такая опция есть у всех вилочных погрузчиков.

Специальный свободный ход имеют некоторые машины с двухсекционными мачтами и модели с трехсекционными конструкциями. Эта опция позволяет поднимать каретку на высоту более 1 м без полного выдвижения мачты. Такая возможность может пригодиться при работе в фуре, вагоне, помещении с низким потолком — там, где не получится выдвинуть мачту на полную строительную высоту.

Ходовая часть

Вилочные погрузчики могут иметь трех- или четырехколесную колесную базу. Трехколесные варианты отличаются лучшей маневренностью, чаще всего имеют грузоподъемность до 3 тонн. Модели на четырех колесах демонстрируют лучшую устойчивость и рассчитаны на работу с более тяжелыми грузами.

Колеса вилочного погрузчика могут оснащаться шинами:

  • цельнолитыми — имеют большой запас прочности, долговечны, подходят для интенсивной эксплуатации погрузчика, в том числе на неровных площадках, не боятся “встречи” с мелкими металлическими предметами, стеклом и другими препятствиями, негативно влияют на амортизацию машины;
  • пневматическими — обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью, плавный ход, могут эксплуатироваться на открытых площадках и в помещениях;
  • бандажными — подходят только для работы погрузчика на ровной и гладкой поверхности, имеют низкий профиль и облегченную конструкцию, поэтому способствуют более быстрому движению техники.

Особенности вил и дополнительного оборудования

Большинство складских погрузчиков поставляется со стальными вилами длиной 1150 мм. Такая конструкция оптимальна для перемещения стандартных поддонов 1200×800 мм и 1200×1000 мм. Но производители выпускают и другие варианты вил.

Вид Особенности
Укороченные Длина — 700–1150 мм. Подходят для грузов небольших габаритов.
Удлиненные Длина более 1150 мм, подходящая для габаритных грузов
Телескопические Регулируемая длина и совместимость со всеми видами поддонов.
Низкопрофильные Минимальная высота подхвата и тонкое сечение, позволяющие поднимать стальные листы и другие подобные материалы.
Противоскользящие Абразивное покрытие, помогающее надежно удерживать пластиковые поддоны и другие “скользкие” грузы.
Искробезопасные Латунное покрытие, позволяющее эксплуатировать машину в шахтах, на химических предприятиях и других взрывоопасных объектах.

Для транспортировки нестандартных грузов или нескольких поддонов за раз можно укомплектовать стандартные вилы удлинителем. А для перемещения широких грузов — позиционером.

Также вилочный погрузчик можно оснастить специальным штырем для рулонов, захватом для цементных и бетонных блоков, бочек, пористых и мягких материалов, коробок, шин и других грузов.

Кроме того, производители выпускают дополнительное навесное оборудование, расширяющее функционал вилочного погрузчика: ковши, щетки, отвалы, кран-балки и другие конструкции.