Когда заказчики впервые сталкиваются с необходимостью проведения такелажных работ, у них возникает много вопросов. Самые популярные из них мы задали инженеру САБ1.
Роль инженера в такелажном проекте
— Расскажите, чем занимается инженер в такелажном проекте?
Роль инженера такелажа — планирование и подготовка к проекту. От него зависит техническая сторона рабочего процесса. Инженер определяет способ выполнения работ, от которого зависят сроки и стоимость проекта.
Виктор Атрахимёнок — начальник отдела подготовки организационно-технологической документации
Инженер:
- проводит предварительный осмотр объекта
- изучает параметры груза, площадку, пути перемещения и место установки объекта
- проводит расчеты, определяет оптимальный способ такелажа
- составляет проект производства работ (ППР), схемы строповки и перечень необходимой техники и инструментов, состав бригады
- присутствует на объекте в случаях необходимости авторского надзора
Авторский надзор — это вид контроля качества, выявляющий недостатки в реализации проектных решений. Инженер лично присутствует на объекте и следит за выполнением разработанного им ППР.
Проект производства работ — документ, в котором содержатся технологические решения по организации и проведению погрузочно-разгрузочных работ.
Проще говоря, ППР — это документ, где в мельчайших деталях описано и показано (в графической части), как будет происходить работа. ППР можно сравнить со сценарием фильма, а инженера — со сценаристом.
Инженер следит за тем, чтобы работы на практике выполнялись в точности, как написано в ППР, чтобы все шло по сценарию. Потому что решения инженера соответствуют всем правилам промышленной безопасности. Он производил нужные расчеты в программах — каждая операция проверена. Работа, согласно проекту, безопасна для груза, участников и результатов.
— У нас нет информации на оборудование, которое нужно переместить. Вы сможете выполнить такелаж?
Сможем, но на подготовку к работе потребуется чуть больше времени. Чтобы выбрать правильный способ перемещения оборудования, инженеру необходимо знать:
габариты и вес груза;
расположение центра тяжести;
схему строповки;
требования производителя к подъёму и перемещению.
Эти данные указаны в паспорте станка или руководстве по эксплуатации. Если вы ждете поставку оборудования, и документов на руках нет, то инженер будет связываться напрямую с заводом производителем и запрашивать необходимую документацию. Этот процесс может занять несколько дней, однако впоследствии сбережет оборудование. Так как игнорирование требований производителя может привести к повреждению груза.
В случае если информацию получить невозможно, например, вам требуется вывести очень старый станок, то наш специалист приезжает на объект и изучает груз на месте.
— У вас такелажники со всеми необходимыми корочками?
Для начала давайте разберемся, какие документы на основании требований промышленной безопасности и норм отрасли нужны такелажнику для работы. Это:
паспорт гражданина РФ, так как режим секретности не допускает иностранных граждан на некоторые предприятия;
копия трудовой книжки или договора, подтверждающая, что сотрудник оформлен в штат компании;
удостоверения «такелажника» или «стропальщика», при необходимости допуск по электробезопасности;
протокол учебного центра об успешной сдаче экзаменов, сертификат о прохождении обучения безопасности работ на высоте;
медицинская книжка.
Наши сотрудники имеют техническое образование, профильную подготовку и могут это подтвердить, предъявив комплект документов.
Как время суток и погода влияют на такелаж?
— Возможны ли такелажные работы в ночное время?
Да. Темное время суток не мешает перемещению грузов, при соблюдении требования по освещению мест производства работ согласно ГОСТ 12.1.046-2014. Мы привозим прожекторы, чтобы не страдало качество и безопасность ночных работ. Если объект не электрифицирован или источник питания находится вне зоны досягаемости, заказчику не нужно решать вопрос с электричеством. Генератор тоже привезем.
В основном запрос на ночные работы связан с невозможностью их проведения днем. Например, из-за ограничений муниципальной администрации мы ночью поднимали BENTLEY на 12 этаж.
Мы работаем круглосуточно в выходные и праздники.
— Какие погодные условия влияют на такелажные работы?
Скорость ветра. Это важнейший фактор в работе крана. Перед началом смены мы проверяем прогноз погоды, в частности, скорость ветра, исходя из этого подбираем технику. У каждого крана в паспорте указаны нормы ветровой нагрузки. Если они превышены, то стрела может «гулять» и это небезопасно. При скорости ветра более 15 м/с работы переносятся до момента, пока погода не успокоится.
Снегопад, ливень, туман. Когда оператор крана из-за осадков плохо различает сигналы стропальщика или груз, он прекращает работу.
Снег. Большое количество снега на площадке повышает риск просадок, буксования и потери устойчивости подъемных сооружений. Заказчик может расчистить территорию своими силами или доверить этот вопрос нам. Мы оперативно уберем и вывезем снег.
Если слой снега на рабочей площадке небольшой, мы пользуемся реагентами или выкладываем настил из листов фанеры или металла для безопасного перемещения оборудования.
Сроки проведения такелажных работ
— От чего зависят сроки проведения работ?
Сроки напрямую связаны со сложностью и трудоемкостью задачи. Ключевые факторы:
количество операций, которые нужно выполнить;
количество единиц груза;
габариты и вес груза;
режим работы объекта;
расстояние перевозки груза;
сложность условий работы (стесненные условия, особенности груза и ландшафта, погода);
требования заказчика (защита внешней и внутренней отделки помещений, требования к чистоте);
сроки согласования.
Например, для перемещения одного станка достаточно 20 минут. Но если переезжает цех или целое предприятие, то процесс займет несколько недель или месяцев.
— Такелаж нужен завтра. Как срочно вы можете выехать на объект?
Если есть свободный инженер, выезжаем на осмотр в день запроса. На следующий день приступаем к работе.
— А можно ли определить характер работ без выезда на объект, например, по фото?
Можно при условии, что у заказчика есть техническое задание, фото и видео с места работ, план территории и готовность сделать промеры по запросу. Если работа типовая для нас, мы рассчитаем стоимость, подберем технику, оборудование, количество персонала без осмотра объекта.
Но в случае сложной задачи с большим количеством нюансов, например, препятствия на площадке или уникальный груз, лучше ехать и смотреть. Услуга для заказчика бесплатная.
Безопасность при перевозке и перемещении грузов
— Как вы обеспечиваете безопасность груза при перевозке?
В работе мы руководствуемся Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом:
Подбираем технику для перевозки исходя из габаритов груза. Это особенно актуально для тяжеловесных и негабаритных грузов, ведь под разные виды грузов нужна своя низкорамная платформа.
Соблюдаем значения весовых и габаритных параметров при размещении груза на транспорте.
Равномерно распределяем массу груза по площади платформы или кузова.
Крепим грузы согласно схеме размещения и крепления грузов. Такая схема разрабатывается и утверждается для каждой перевозки исходя из специфики груза и транспортного средства.
Перед погрузкой настил бортовой платформы и опоры груза очищаем от снега, льда и прочих загрязнений, снижающих поверхностное трение.
В зависимости от вида груза применяется различная упаковка: термоусадочная или стрейч-пленка, деревянные ящики. Груз крепится к платформе с помощью стяжных ремней, подкладок, цепей для неподвижности во время движения. В дождливую или снежную погоду укрывается тентом.
— Ваша компания страхует груз во время перевозок?
Наша ответственность застрахована на сумму до 100 млн рублей. Грузы большей стоимости страхуем отдельно.
— Как заказчику проверить исправность техники и приспособлений подрядчика?
Запросите у подрядчика подтверждающие документы. Для автокранов — это заключение о прохождении технического освидетельствования.
Исправность такелажного снаряжения, оснастки, грузозахватных приспособлений подтверждают:
паспорта;
сертификаты;
протоколы испытания оборудования согласно нормам и правилам законодательства РФ.
Вам не обязательно самостоятельно проверять документы, делегируйте эту задачу специалисту подрядчика — ответственному за безопасное производство работ. Он проверяет и не допускает к работе немаркированную, неисправную или не соответствующую характеру и массе грузов технику и приспособления.
Оставьте свой адрес электронной почты:
Согласно Приказу Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461, подъемные сооружения должны проходить:
— частичное техническое освидетельствование не реже одного раза в год;
— полное техническое освидетельствование не реже одного раза в 3 года.
— А если техника сломалась?
При неожиданной поломке мы проводим оперативный ремонт, если ремонт невозможен, то заменяем технику. Парк спецтехники позволяет.
— Оборудование не проходит в имеющиеся дверные и оконные проемы, их придется демонтировать?
Это частая практика при перемещении крупногабаритных грузов. Если потребуется, мы сами демонтируем оконные и дверные проемы. Вам не придется дополнительно искать подрядчиков для этих работ.
— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует переезд предприятия, замену или вывоз оборудования?
Советую тщательно выбирать такелажную компанию для работы с дорогостоящим грузом. Это сбережет вам деньги, время и нервы!
Если остались вопросы или хотите обсудить ваш проект, напишите нам в Whatsapp. Обязательно ответим и поможем!