Одно из главных требований к производству грузоподъемных и такелажных работ — безопасность. К выполнению задач по подъему или перемещению грузов можно приступать только в том случае, когда оборудование полностью соответствует характеристикам груза и условиям выполнения работы, персонал подготовленный, получены все допуски и разрешения.
Один из аспектов определения готовности оборудования — расчет грузоподъемности строп. В разных сферах строительства, промышленности, грузоперевозок используют разные виды строп, отличающихся назначением, материалом изготовления, предельной нагрузкой.
Основные виды строп по материалу изготовления
из проволочного троса (канатные);
из синтетической нити;
цепные.
По конфигурации стропы выпускают кольцевые, петлевые, одно и многоветвевые. канатные изготавливают из стального многонитевого троса, отпрессованного алюминиевыми втулками. Тросы оснащают коушами, крюками, кольцами, скобами.
Канатные стропы
Канатные стропы используют, в основном, как комплектные части кранового оборудования стационарных и мобильных грузоподъемных устройств.
Цепные стропы
Цепные стропы изготавливают из грузовых цепей с овальным или круглым сварным звеном. Грузоподъемность стропа этого типа очень высокая, но и собственный вес их больше, чем у канатных. Используют цепи для перевозки негабаритных грузов, при кантовании, для удержания тяжелого и негабаритного оборудования во время перевозки.
Текстильные стропы
Текстильные стропы отличаются легкостью и гибкостью. Материал — полиэстеровая лента. Очень удобные при работе с деликатными грузами, поверхность которых можно повредить. Текстильные стропы выпускают в двух вариантах — круглопрядные и ленточные. Первые не уступают грузоподъемности канатных строп — масса груза может достигать 100 тонн. Ленточные менее прочные, но зато они более эластичные и подходят для работы с грузами, требующими бережного отношения.
Грузоподъемность разных видов строп
Для определения грузоподъемности исходят не только из вида материала ветви, но и учитывают схему такелажа, угол наклона каждой из ветвей, расположение центра масс груза, количество точек строповки. Чем больше точек фиксации, тем меньше нагрузка приходится на ветви и такелаж.
Формула для определения запаса грузоподъемности строп универсальная, выглядит так:
S=9.8*G/(M*K*COS(A))
Значение величин:
G — вес груза;
M — количество ветвей;
K — коэффициент распределения массы по нитям;
А — угол отклонения ветвей от вертикали.
Если количество ветвей не более четырех, то k=1, при большем количестве — 0,75.
При выполнении конкретной работы по подъему груза, полученное значение S не может превышать паспортных данных каждой из ветвей. Хотя производители закладывают в цифру, указанную в паспорте, запас прочности на динамическую составляющую подъема груза, лучше, если S составляет 75-80% от указанной в спецификации максимальной грузоподъемности.