При правильном управлении мощная спецтехника помогает быстро и эффективно выполнять земляные, демонтажные, погрузочные и другие работы. Рассказываем о том, как быстро научиться управлять машиной, какие правила важно соблюдать при работе с техникой, чем отличается управление гусеничным и колесным, импортным и отечественным экскаватором.

Проверка и подготовка экскаватора

Перед запуском мотора нужно удостовериться в исправности экскаватора:

  1. Убедиться в наличии кожухов и отсутствии доступа к вращающимся компонентам.
  2. Протестировать работоспособность сигнала.
  3. Изучить данные о неполадках, возникших у сменщиков, убедиться, что они ликвидированы.
  4. Осмотреть соединения рабочего оборудования.
  5. Проверить тормоза, канаты, рычаги управления.

При необходимости до пуска двигателя детали экскаватора смазывают и заправляют машину.

Площадку для работы тоже нужно подготовить: отвести с нее грунтовые воды, провести освещение, если экскаватор будет трудиться ночью, установить предупредительные знаки и световые сигналы на расстоянии 5 м от радиуса копки.

Основные принципы управления

Перед выполнением задачи необходимо изучить инструкцию производителя и освоить управление: узнать назначение и принцип действия рычагов, джойстиков, кнопок, педалей и других элементов.

При работе с экскаватором с любой системой управления важно соблюдать несколько правил:

  • следить за окружающей обстановкой, соблюдать дистанцию от людей и других машин, контролировать наличие преград, предупреждать аварии и инциденты;
  • перемещать рабочие рычаги и другие детали управления плавно и точно, без резких движений;
  • обязательно осматривать экскаватор до начала работ, оперативно устранять неисправности, вовремя проводить ТО.

Процесс рытья траншеи экскаватором

Перед началом копки экскаватор приводят в устойчивое положение, опускают опоры, нажимают на кнопку отключения трансмиссии от силовой установки — это помогает направить всю мощность двигателя на движение лопаты.

Процесс начинается с выбора метода копки и способа выемки грунта. В зависимости от необходимого состояния почвы, длины и глубины канала, возможностей техники выбирают подходящий метод работы:

  • Без остановок. Экскаватор одновременно копает траншею и перемещается вдоль нее.
  • От земли к бокам. Сначала выкапывают канал нужной глубины, а затем расширяют его до необходимой ширины.
  • Полусфера. При выкопке глубоких траншей можно постепенно перемещать ковш от верхнего края к нижнему. С каждым движением полусферическая выемка будет становиться все глубже.
  • Отрезок. Вынимается участок грунта, соответствующий габаритам ковша, после чего машина перемещается для выкапывания следующего отрезка.
  • Опрокидывание ковша. Вынутый грунт сразу выбрасывают вбок, рядом с траншеей.
  • Карьерная копка. Поэтапная разработка больших выемок, которые впоследствии расширяют и уплотняют, создавая канал необходимой формы.

Для рытья траншеи на современном экскаваторе, например, JCB 3CX, оба джойстика управления используются одновременно.

Левый джойстик при движении вперед опускает рукоять, назад — поднимает. Движение влево и вправо отвечает за поворот стрелы.

Правый джойстик поднимает и опускает стрелу. Поворот джойстика открывает и закрывает ковш.

При копке правый джойстик тянут налево для захвата грунта, перемещают стрелу к месту разгрузки левым джойстиком, а затем снова пускают в ход правый — для высыпания содержимого.

Экскаватор ровняет грунт

Разработка грунта экскаватором

К работам по разработке грунта можно отнести срез поверхностного слоя почвы, удаление растений и мусора, снятие и перемещение почвы, трамбовку, формирование стенок котлована или траншеи, финишное выравнивание площадки под фундамент. Все эти действия можно выполнить с помощью экскаватора.

Перед разработкой больших площадей в первую очередь расчищают подъезд на площадку для самосвалов, которые будут вывозить грунт с территории. Затем машинист экскаватора приступает к задаче.

Как и в процессе рытья траншеи, специалист с помощью джойстиков выполняет циклы однотипных действий:

  1. Забор грунта.
  2. Подъем ковша и перемещение стрелы к месту выгрузки.
  3. Высыпание материала.
  4. Разворот стрелы к месту срезки грунта.

Важно знать, как правильно управлять экскаватором, чтобы ускорить выполнение работ. Если есть возможность, желательно поставить экскаватор и самосвал таким образом, чтобы величина поворота платформы или разворота стрелы была как можно меньше. Погружать ковш в грунт следует ближе, а выгружать, напротив, в самой дальней точке места выгрузки. Также ускорить работу можно при заполнении ковша «с горкой» и объединении нескольких действий, например, одновременном опускании стрелы с наполненным ковшом и разворотом в сторону места разгрузки.

Гусеничный экскаватор

Особенности управления колесным и гусеничным экскаватором

Механизмы управления рабочими органами на колесных и гусеничных машинах аналогичны. Отличается принцип организации движения экскаватора по площадке. Техника на гусеницах тяжелее, поэтому часто медленнее разворачивается, требует больше пространства для маневра. Тем, кто пересаживается с колесной спецтехники на гусеничную предстоит привыкнуть к увеличенным габаритам.

Для работы на колесной технике понадобятся права категории B, C или D. Их можно получить после обучения в специализированном образовательном центре. На теоретическом курсе расскажут, как управлять колесным экскаватором, а на практических занятиях помогут закрепить новые знания. Для получения допуска к работе после учебы необходимо сдать экзамен в Гостехнадзоре.

Для работы машинистом гусеничной техники тоже нужны «корочки». После обучения и сдачи экзаменов машинисту присваивается категория A, если он учился и собирается управлять экскаватором с двигателем до 25,7 кВт, или E, если мотор машины мощнее.

Управление импортной техникой

Основные принципы управления экскаваторами разных зарубежных производителей схожи, но тонкости могут отличаться. Машины могут управляться при помощи рычагов, джойстиков или электроники. Многие современные модели комплектуются дополнительной панелью управления, где оператор может выбирать режим работы, включать или выключать полезные функции.

Нюансы управления у экскаваторов разных брендов отличаются. Узнать больше о том, как управлять определенной моделью поможет инструкция производителя. Обычно она прилагается к остальным документам на машину. Руководства по использованию, обслуживанию и ремонту спецтехники популярных производителей можно найти в интернете.

Управление отечественной техникой

Экскаваторы, выпущенные на российских машиностроительных заводах часто оснащаются комплектующими зарубежного производства. Например, группа «КРАНЭКС» из Иваново сотрудничает с Komatsu, а также немецкими производителями гидравлики Mannesmann Rexroth AG и Parker Hydraulics. Другие российские производители тоже нередко пользуются зарубежными разработками.

Управлять российской моделью не сложнее, чем импортным — техника работы на экскаваторе та же. Основные элементы управления выглядят и функционируют аналогично компонентам зарубежных машин. На старых отечественных моделях может встретиться непривычная тем, кто посидел за рулем относительно новой иностранной машины, панель с механическими приборами. Современная российская техника лишена этого недостатка — в ней можно встретить сенсорный пульт управления с простым и понятным меню.

Экскаватор вне рабочего процесса

Техника безопасности

Машинист и специалисты, участвующие в работах, должны обязательно пройти инструктаж по технике безопасности и периодически освежать знания. К управлению машиной допускают только операторов, прошедших соответствующее обучение. Работник должен иметь допуск к работе на машине определенной марки и знать:

  • устройство экскаватора, назначение и принцип функционирования его компонентов;
  • особенности управления каждым механизмом;
  • правила обслуживания машины.

Подготовка

Перед началом работы машинист изучает информацию об условиях работы. Специалист должен понимать, с каким грунтом предстоит работать, какие препятствия могут встретиться по ходу движения или в процессе копки, где проходят коммуникации и линии электропередач.

До запуска рабочего оборудования работник осматривает машину, убеждается в исправности экскаватора и его комплектующих, проверяет состояние и работоспособность каждого элемента. Затем машинист осматривает площадку, удостоверяется в хорошем обзоре и отсутствии преград.

Заправка рабочих жидкостей

Залив топлива и масла проводится только при дневном свете, в исключительных случаях — при электрическом. Запрещается подсвечивать зону рядом с топливным баком и двигателем спичками, зажигалкой и другими источниками открытого огня.

Если дизель или масло пролили на детали экскаватора — их нужно сразу же насухо вытереть. Если жидкости оказались на земле — засыпать участок песком.

Воспламенившееся возле экскаватора топливо можно гасить только огнетушителем. Если к нему нет доступа — использовать песок или брезент. Поливать пламя водой рядом с машиной недопустимо.

Работа на экскаваторе

Во время выполнения рабочих задач запрещается:

  • крепить на детали техники посторонние предметы;
  • подкладывать под шасси камни, доски и другие предметы для поддержания устойчивости экскаватора;
  • чрезмерно врезаться ковшом в грунт;
  • резко тормозить машину с загруженным ковшом;
  • поднимать ковш и выдвигать рукоять до упора;
  • ударять рабочим органом о раму, гусеницу или колеса, грунт;
  • допускать перекрещивание канатов на барабанах;
  • направлять канаты руками;
  • изменять вылет стрелы при загруженном ковше;
  • регулировать тормоза при поднятой стреле;
  • удерживать стрелу и ковш в рабочем положении во время простоя;
  • поднимать целые куски породы, бревна, камни и другие объемные и тяжелые предметы;
  • продолжать работы при обнаружении неизвестных подземных коммуникаций;
  • переносить груз над кабиной самосвала или людьми;
  • перегружать автомобиль для вывоза грунта;
  • очищать, смазывать, ремонтировать экскаватор с заведенным двигателем;
  • осматривать работающую машину;
  • допускать перемещение людей по платформе и механизмам во время работы экскаватора.

По окончании работ необходимо повернуть стрелу в исходное положение, опустить ковш, остановить мотор и поставить рычаги в нейтраль. Затем следует привести машину в порядок: почистить, осмотреть, при необходимости устранить найденные неполадки.