Машинист крана — востребованная рабочая специальность. От профессионализма этого специалиста зависит безопасность грузоподъемных работ. В статье рассказываем о специфике профессии на примере сотрудников Спецавтобазы №1.

Профессионально выполненный проект по подъему оборудования — это командная работа. Мы уже рассказывали о ключевых специалистах: такелажниках и стропальщиках. В этой статье поговорим о крановщиках. От грамотного управления грузоподъемной техникой зависит безопасность работ, поэтому мы в САБ1 так ценим наших опытных и надежных машинистов кранов. О них и поговорим в статье.

Роль крановщика в такелажном проекте

Подъемные механизмы человек начал применять еще во времена строительства египетских пирамид. Простые по своей конструкции они не требовали от людей особых знаний и навыков, разве что физическую силу и выносливость.

Другое дело современные краны. От профессионализма машиниста крана зависит безопасность груза и людей на объекте. Одно неверное движение, секундная потеря концентрации внимания — и груз может оказаться не там, где планировалось. Последствия тут могут быть разной степени тяжести. Повреждение оборудования из них, пожалуй, наименьшее из зол, хотя и принесет убытки, потерю гарантии и сложности со страховыми выплатами. А вот несчастные случаи с участием персонала — история, которая может завершиться уголовным делом.

Посмотрите, насколько ювелирной может быть работа крановщика. Иногда груз или стрела крана проходят в нескольких сантиметрах от других объектов (потолка или стены).

Что делать, чтобы минимизировать опасные ситуации во время грузоподъемных работ? Соблюдать требования безопасности, привлекать профессионалов, допускать к работам только исправную технику. Опыт и профессионализм крановщика — обязательное звено в этой цепочке.

Пока груз перемещается одним или двумя кранами, сохранность груза и результат всей работы полностью зависит от мастерства крановщика.

О людях этой профессии обычно вспоминают только, когда случаются происшествия, связанные с падением груза. Хотя внимания в первую очередь заслуживают именно те специалисты, кто за весь свой стаж работы не допустил травматизма, повреждения груза и техники. Мы хотим исправить эту несправедливость и рассказать о тех, кто остается верен профессии долгие годы, несмотря на ее сложность и даже опасность.

Владимир Иванович Васягин Генеральный директор АО «Спецавтобаза №1»

«Я глубоко уважаю представителей этой сложной профессии и восхищаюсь их умением быть сосредоточенными и концентрированными до 12 часов в день. Не каждый справится с такой нагрузкой. Прибавьте к этому ответственность за сохранность многомиллионных по стоимости грузов и обеспечение безопасности окружающих людей».

Профессия на высоком счету

Сейчас Спецавтобаза №1 — многопрофильная компания с большим количеством услуг: от грузоперевозок и аренды спецтехники до сложных такелажных работ. Но в советский период своей истории основным направлением деятельности было предоставление кранов для нужд строящейся Москвы.

Автопарк насчитывал более 350 единиц техники. Порой работа крана была расписана на год вперёд.

    Поможем выбрать надежного подрядчика
    Пришлем удобный список критериев, которым должна соответствовать такелажная компания. Он поможет оценить уровень готовности исполнителя к Вашему проекту.

    Оставьте свой адрес электронной почты:
    Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

     

    Крановщики Спецавтобазы №1

    Старожил предприятия Николай Васильевич Ситников 40 лет отработал крановщиком. На предприятие пришел сразу после армии в 1970-х. Работал водителем, параллельно обучался в учебном комбинате непосредственно на базе. После успешной сдачи всех экзаменов получил удостоверение крановщика.

    Николай Ситников Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Я решил отучиться, потому что крановщики всегда были на высоком счету. Молодых чаще всего отправляли на товарные разгрузки. Это простая работа, ничего интересного. А вот когда набрался опыта, стали доверять более ответственные задачи. Больше всего я любил ездить на отраслевые выставки. Монтаж конструкций, установка спецтехники, очень волнительно и ответственно принимать в этом участие. Ну и посмотреть на достижения народного хозяйства интересно».

    Николай Васильевич Ситников принимает участие в монтаже выставки «Металлообработка-2021»

    Николай Васильевич — один из самых харизматичных сотрудников САБ1. Нередко заказчики при оформлении заявки просили не конкретную технику, а конкретного крановщика — Ситникова. Сейчас Николай Васильевич на пенсии, занимается дачными делами в родной Мордовии. О работе вспоминает с теплотой и добрым чувством ностальгии.

    Николай Ситников Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Сложности в работе бывают, наверное, у тех, кто свою работу не любит. Я же люблю свое дело за разнообразие, возможность общения. Это не в офисе сидеть весь день. Преимущество профессии крановщика в том, что каждый день ты видишь разные места, разные предприятия, разных людей. Очень помогает опыт. Чем больше практики, тем увереннее и спокойнее даже на сложных объектах».

    Участвует в демонтаже ворот Александровского сада для их реставрации

    Потомственные крановщики

    Каждый из крановщиков Спецавтобазы — гордость компании и профессионал своего дела. А кто-то даже потомственный профессионал. Такой, как Алексей Балабкин. Машинистом крана работал его отец, поэтому с профессией Алексей был знаком с раннего детства.

    Алексей Балабкин Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Каждый хоть раз слышал вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь»? Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то врачом, кто-то учителем, а я всегда хотел водить огромные автокраны, как мой отец. Он иногда сажал меня в кабину, и меня всегда охватывало непередаваемое чувство от управления такой техникой. После школы я окончил специальные курсы, подтвердил квалификацию и устроился на работу».

    Профессиональным крановщиком Алексей стал уже в 21 год. До сих пор помнит свой первый выезд на кране Урал на монтаж теплотрассы на Киевском вокзале. Маленькие окошки кабины, плохая видимость, загруженное движение на дорогах и отсутствие опыта не помешали молодому специалисту на отлично выполнить все работы. Сейчас Алексей опытный крановщик, который успешно работает на гораздо более сложных объектах.

    Алексей принимает участие в съемке программы «Главная дорога» на НТВ

    Алексей Балабкин Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Благодаря своей работе я столько интересного узнаю ежедневно. Поднимаю последние модели автомобилей для презентаций в Москва-Сити, монтирую выставки в Экспоцентре, устанавливаю новогодние конструкции на Красной площади, помогаю собирать Дубль-дома в Подмосковье. За 20 лет стажа ни разу не пожалел о выборе профессии».

    Когда-то азам профессии его обучал отец, а теперь он делится знаниями с молодыми специалистам.

    Алексей Балабкин Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Приезжая на очередной объект, важно помнить, что ты каждый раз становишься частью новой команды. И, конечно, как в любом коллективе, важно искать общий язык. Поэтому машинист автокрана — это сложная и ответственная работа не только в физическом плане, но и в эмоциональном. Без навыка общения никуда. В конце концов мы все делаем одно дело — улучшаем жизнь миллионов людей: прокладываем теплотрассы, строим дома, освещаем города. Без взаимопонимания и слаженного труда все это осилить сложно».

    Машинист автокрана — профессия, связанная с высоким риском производственных травм. Алексей уверен: если команда знает и соблюдает технику безопасности, проблем не будет.

    Алексей Балабкин Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Есть очень четкие и строгие инструкции, которые говорят, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы быть на 100% уверенным, что делаешь все правильно, просто следуй инструкциям и соблюдай технику безопасности. Самодеятельность в нашей профессии не нужна».

    По словам Алексея, самое приятное в работе крановщика — это видеть результат и осознавать, что твои действия позитивно меняют обстановку вокруг к лучшему.

    Подача груза на верхний этаж. Первый этаж здания выступает вперед и крановщик не видит зону работ, команда работает по рации.

    Алексей Балабкин Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Проложили теплотрассу в районе — у людей в домах стало тепло и уютно. Поработали на застройке выставки — посетители узнают для себя много нового и полезного. Например, мероприятия в Сколково — это всегда про инновации и развитие. Помимо того, что ты принимаешь участие в таких интересных проектах и видишь их результат, ты еще сам постоянно узнаешь что-то новое».

    С коллегой согласен и еще один потомственный крановщик САБ1 Андрей Меженов. Похоже, что будущая профессия была предназначена ему судьбой, ведь даже в роддом отец приехал забирать сына на кране! А сколько раз в детстве Андрей проводил время в кабинете с отцом, изучая рычаги. Именно отец научил Андрея главным тонкостям, помог набраться опыта. Но об одной необычной особенности в работе на кране не рассказывал.

    Андрей Меженов Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «В первый год, когда я начал работать самостоятельно, приехал на объект устанавливать водонапорную башню. Установка прошла успешно. Я выдохнул, посмотрел на небо. Было облачно, быстро проплывали тучи, и мне показалось, что кран на их фоне падает. Я выбежал из кабины, а кран на месте. Поделился с отцом — тот смеется. Говорит, специально не рассказал о такой оптической иллюзии, чтобы я сам увидел. Этот случай я запомнил на всю жизнь».

    Андрей признается, что работу свою любит настолько, что в отпуске начинает скучать по рычагам. Как и Алексей, особенно ценит профессию за возможность побывать на необычных объектах. Принимал участие в погрузке советского орбитального корабля Буран для транспортировки в Олимпийский парк Сочи, ракеты перемещал и даже дома. Убежден, что далеко не каждый подходит для этой работы.

    Андрей Меженов Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»

    «Основные качества хорошего крановщика — это терпение, добросовестное отношение и трезвый подход к работе. Огромную роль играет опыт. А чтобы его получить, нужно трудолюбие и целеустремленность».

    Полезная информация!

    Требования к квалификации машиниста крана определяет Профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения» от 01.03.2017 № 215н. Документ закрепляет перечень трудовых знаний и обязанностей. В частности, машинист крана должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации грузоподъемных механизмов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения грузов; основы электротехники и слесарного дела.

      Поможем выбрать надежного подрядчика
      Пришлем удобный список критериев, которым должна соответствовать такелажная компания. Он поможет оценить уровень готовности исполнителя к Вашему проекту.

      Оставьте свой адрес электронной почты:
      Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

       

      Специфика профессии машиниста крана

      Как заметил крановщик САБ1 Алексей Балабкин, профессия машиниста крана похожа на профессию учителя тем, что и там, и там нужно призвание. И это не высокопарные слова. Работа действительно сложная и требует много знаний. Не зря она относится к категории особо опасных и регламентируется Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Документ, в частности, определяет требования к машинистам крана. Для работы они должны:

      • иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;

      • знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации и технологического процесса транспортировки грузов;

      • знать порядок действий в случае возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС;

      • пройти в установленном порядке аттестацию на знание указанных Федеральных норм и правил.

      Такой серьезный перечень требований к крановщикам вполне обоснован. Работы с подъемом грузов весом в несколько тонн опасны и должны выполняться только обученными людьми с крепким здоровьем. Требования к последнему критерию также законодательно закреплены. Недопустимы проблемы со зрением, слухом, сердечно-сосудистой и нервной системой, органами дыхания, почками, опорно-двигательным аппаратом. Особую роль играет психическое здоровье.

      И, конечно, к этим требованиям прибавляем навык работы в команде. Крановщик сам по себе не может заниматься подъемом груза. В этом ему помогает такелажная команда, в первую очередь стропальщики. В этой статье мы писали о том, как профессиональный стропальщик влияет на безопасность такелажного проекта.

      Каждый крановщик в штате Спецавтобазы — опытный специалист, отвечающий всем требованиям безопасности и профстандарта. Их профессионализм проверен сложнейшими такелажными проектами. Все они имеют среднее специальное профильное образование, актуальную аттестацию и допуск к работам. Но больше всего в САБ1 гордятся все-таки тем, что каждый машинист крана в компании — это прежде всего добрый и чуткий коллега и, конечно, хороший человек.