Машинист крана — востребованная рабочая специальность. От профессионализма этого специалиста зависит безопасность грузоподъемных работ. В статье рассказываем о специфике профессии на примере сотрудников Спецавтобазы №1.

Профессионально выполненный проект по перемещению оборудования — это командная работа. Мы уже рассказывали о ключевых специалистах: такелажниках и стропальщиках. В этой статье поговорим о крановщиках. От грамотного управления грузоподъемной техникой зависит безопасность работ, поэтому мы в САБ1 так ценим наших опытных и надежных машинистов кранов. О них и поговорим в статье.

Роль крановщика в такелажном проекте

Подъемные механизмы человек начал применять еще во времена строительства египетских пирамид. Простые по своей конструкции они не требовали от людей особых знаний и навыков, разве что физическую силу и выносливость.

Другое дело современные краны. От профессионализма машиниста крана зависит безопасность груза и людей на объекте. Одно неверное движение, секундная потеря концентрации внимания — и груз может оказаться не там, где планировалось. Последствия тут могут быть разной степени тяжести. Повреждение оборудования из них, пожалуй, наименьшее из зол, хотя и принесет убытки, потерю гарантии и сложности со страховыми выплатами. А вот несчастные случаи с участием персонала — история, которая может завершиться уголовным делом.

Посмотрите, насколько ювелирной может быть работа крановщика. Иногда груз или стрела крана проходят в нескольких сантиметрах от других объектов (потолка или стены).

Что делать, чтобы минимизировать опасные ситуации во время грузоподъемных работ? Соблюдать требования безопасности, привлекать профессионалов, допускать к работам только исправную технику. Опыт и профессионализм крановщика — обязательное звено в этой цепочке.

Пока груз перемещается одним или двумя кранами, сохранность груза и результат всей работы полностью зависит от мастерства крановщика.

О людях этой профессии обычно вспоминают только, когда случаются происшествия, связанные с падением груза. Хотя внимания в первую очередь заслуживают именно те специалисты, кто за весь свой стаж работы не допустил травматизма, повреждения груза и техники. Мы хотим исправить эту несправедливость и рассказать о тех, кто остается верен профессии долгие годы, несмотря на ее сложность и даже опасность.

Владимир Иванович Васягин

Генеральный директор АО «Спецавтобаза №1»
«Я глубоко уважаю представителей этой сложной профессии и восхищаюсь их умением быть сосредоточенными и концентрированными до 12 часов в день. Не каждый справится с такой нагрузкой. Прибавьте к этому ответственность за сохранность многомиллионных по стоимости грузов и обеспечение безопасности окружающих людей».

Профессия на высоком счету

Сейчас Спецавтобаза №1 — многопрофильная компания с большим количеством услуг: от грузоперевозок и аренды спецтехники до сложных такелажных работ. Но в советский период своей истории основным направлением деятельности было предоставление кранов для нужд строящейся Москвы.

Автопарк насчитывал более 350 единиц техники. Порой работа крана была расписана на год вперёд.

Крановщики Спецавтобазы №1

Старожил предприятия Николай Васильевич Ситников 40 лет отработал крановщиком. На предприятие пришел сразу после армии в 1970-х. Работал водителем, параллельно обучался в учебном комбинате непосредственно на базе. После успешной сдачи всех экзаменов получил удостоверение крановщика.

Николай Ситников

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Я решил отучиться, потому что крановщики всегда были на высоком счету. Молодых чаще всего отправляли на товарные разгрузки. Это простая работа, ничего интересного. А вот когда набрался опыта, стали доверять более ответственные задачи. Больше всего я любил ездить на отраслевые выставки. Монтаж конструкций, установка спецтехники, очень волнительно и ответственно принимать в этом участие. Ну и посмотреть на достижения народного хозяйства интересно».

Николай Васильевич Ситников принимает участие в монтаже выставки «Металлообработка-2021»

Николай Васильевич — один из самых харизматичных сотрудников САБ1. Нередко заказчики при оформлении заявки просили не конкретную технику, а конкретного крановщика — Ситникова. Сейчас Николай Васильевич на пенсии, занимается дачными делами в родной Мордовии. О работе вспоминает с теплотой и добрым чувством ностальгии.

Николай Ситников

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Сложности в работе бывают, наверное, у тех, кто свою работу не любит. Я же люблю свое дело за разнообразие, возможность общения. Это не в офисе сидеть весь день. Преимущество профессии крановщика в том, что каждый день ты видишь разные места, разные предприятия, разных людей. Очень помогает опыт. Чем больше практики, тем увереннее и спокойнее даже на сложных объектах».

Участвует в демонтаже ворот Александровского сада для их реставрации

Потомственные крановщики

Каждый из крановщиков Спецавтобазы — гордость компании и профессионал своего дела. А кто-то даже потомственный профессионал. Такой, как Алексей Балабкин. Машинистом крана работал его отец, поэтому с профессией Алексей был знаком с раннего детства.

Алексей Балабкин

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Каждый хоть раз слышал вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь»? Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то врачом, кто-то учителем, а я всегда хотел водить огромные автокраны, как мой отец. Он иногда сажал меня в кабину, и меня всегда охватывало непередаваемое чувство от управления такой техникой. После школы я окончил специальные курсы, подтвердил квалификацию и устроился на работу».

Профессиональным крановщиком Алексей стал уже в 21 год. До сих пор помнит свой первый выезд на кране Урал на монтаж теплотрассы на Киевском вокзале. Маленькие окошки кабины, плохая видимость, загруженное движение на дорогах и отсутствие опыта не помешали молодому специалисту на отлично выполнить все работы. Сейчас Алексей опытный крановщик, который успешно работает на гораздо более сложных объектах.

Алексей принимает участие в съемке программы «Главная дорога» на НТВ

Алексей Балабкин

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Благодаря своей работе я столько интересного узнаю ежедневно. Поднимаю последние модели автомобилей для презентаций в Москва-Сити, монтирую выставки в Экспоцентре, устанавливаю новогодние конструкции на Красной площади, помогаю собирать Дубль-дома в Подмосковье. За 20 лет стажа ни разу не пожалел о выборе профессии».

Когда-то азам профессии его обучал отец, а теперь он делится знаниями с молодыми специалистам.

Алексей Балабкин

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Приезжая на очередной объект, важно помнить, что ты каждый раз становишься частью новой команды. И, конечно, как в любом коллективе, важно искать общий язык. Поэтому машинист автокрана — это сложная и ответственная работа не только в физическом плане, но и в эмоциональном. Без навыка общения никуда. В конце концов мы все делаем одно дело — улучшаем жизнь миллионов людей: прокладываем теплотрассы, строим дома, освещаем города. Без взаимопонимания и слаженного труда все это осилить сложно».

Машинист автокрана — профессия, связанная с высоким риском производственных травм. Алексей уверен: если команда знает и соблюдает технику безопасности, проблем не будет.

Алексей Балабкин

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Есть очень четкие и строгие инструкции, которые говорят, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы быть на 100% уверенным, что делаешь все правильно, просто следуй инструкциям и соблюдай технику безопасности. Самодеятельность в нашей профессии не нужна».

По словам Алексея, самое приятное в работе крановщика — это видеть результат и осознавать, что твои действия позитивно меняют обстановку вокруг к лучшему.

Подача груза на верхний этаж. Первый этаж здания выступает вперед и крановщик не видит зону работ, команда работает по рации.

Алексей Балабкин

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Проложили теплотрассу в районе — у людей в домах стало тепло и уютно. Поработали на застройке выставки — посетители узнают для себя много нового и полезного. Например, мероприятия в Сколково — это всегда про инновации и развитие. Помимо того, что ты принимаешь участие в таких интересных проектах и видишь их результат, ты еще сам постоянно узнаешь что-то новое».

С коллегой согласен и еще один потомственный крановщик САБ1 Андрей Меженов. Похоже, что будущая профессия была предназначена ему судьбой, ведь даже в роддом отец приехал забирать сына на кране! А сколько раз в детстве Андрей проводил время в кабинете с отцом, изучая рычаги. Именно отец научил Андрея главным тонкостям, помог набраться опыта. Но об одной необычной особенности в работе на кране не рассказывал.

Андрей Меженов

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«В первый год, когда я начал работать самостоятельно, приехал на объект устанавливать водонапорную башню. Установка прошла успешно. Я выдохнул, посмотрел на небо. Было облачно, быстро проплывали тучи, и мне показалось, что кран на их фоне падает. Я выбежал из кабины, а кран на месте. Поделился с отцом — тот смеется. Говорит, специально не рассказал о такой оптической иллюзии, чтобы я сам увидел. Этот случай я запомнил на всю жизнь».

Андрей признается, что работу свою любит настолько, что в отпуске начинает скучать по рычагам. Как и Алексей, особенно ценит профессию за возможность побывать на необычных объектах. Принимал участие в погрузке советского орбитального корабля Буран для транспортировки в Олимпийский парк Сочи, ракеты перемещал и даже дома. Убежден, что далеко не каждый подходит для этой работы.

Андрей Меженов

Машинист автокран АО «Спецавтобаза №1»
«Основные качества хорошего крановщика — это терпение, добросовестное отношение и трезвый подход к работе. Огромную роль играет опыт. А чтобы его получить, нужно трудолюбие и целеустремленность».

Полезная информация!

Требования к квалификации машиниста крана определяет Профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения» от 01.03.2017 № 215н. Документ закрепляет перечень трудовых знаний и обязанностей. В частности, машинист крана должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации грузоподъемных механизмов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения грузов; основы электротехники и слесарного дела.

Специфика профессии машиниста крана

Как заметил крановщик САБ1 Алексей Балабкин, профессия машиниста крана похожа на профессию учителя тем, что и там, и там нужно призвание. И это не высокопарные слова. Работа действительно сложная и требует много знаний. Не зря она относится к категории особо опасных и регламентируется Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. Документ, в частности, определяет требования к машинистам крана. Для работы они должны:

  • иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;

  • знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации и технологического процесса транспортировки грузов;

  • знать порядок действий в случае возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС;

  • пройти в установленном порядке аттестацию на знание указанных Федеральных норм и правил.

Такой серьезный перечень требований к крановщикам вполне обоснован. Работы с подъемом грузов весом в несколько тонн опасны и должны выполняться только обученными людьми с крепким здоровьем. Требования к последнему критерию также законодательно закреплены. Недопустимы проблемы со зрением, слухом, сердечно-сосудистой и нервной системой, органами дыхания, почками, опорно-двигательным аппаратом. Особую роль играет психическое здоровье.

И, конечно, к этим требованиям прибавляем навык работы в команде. Крановщик сам по себе не может заниматься подъемом груза. В этом ему помогает такелажная команда, в первую очередь стропальщики. В этой статье мы писали о том, как профессиональный стропальщик влияет на безопасность такелажного проекта.

Каждый крановщик в штате Спецавтобазы — опытный специалист, отвечающий всем требованиям безопасности и профстандарта. Их профессионализм проверен сложнейшими такелажными проектами. Все они имеют среднее специальное профильное образование, актуальную аттестацию и допуск к работам. Но больше всего в САБ1 гордятся все-таки тем, что каждый машинист крана в компании — это прежде всего добрый и чуткий коллега и, конечно, хороший человек.