Геополитическое противостояние России и Запада в последние годы только ужесточается. В течение июня Евросоюз и США продолжали вводить против РФ ограничения, которые затрагивают различные отрасли отечественной экономики.

Не стала исключением и сфера специализированных и грузовых машин. Из-за введенных санкций спецтехника многих популярных брендов перестала поставляться на российский рынок, в результате чего пользователям приходится искать альтернативы для ее замены.

Что происходит на рынке спецтехники

Около 75% машин, используемых в разных отраслях промышленности и народного хозяйства РФ, произведены за рубежом. Попавшая под санкции техника JCB, Caterpillar, John Deere, Bobcat, Scania и других западных брендов занимает на российском рынке прочные позиции. Однако ее доля, по данным ассоциации «Росспецмаш», относительно невелика. На оборудование из США приходится около 10%, чуть больше – на машины из Евросоюза. Причем американская и европейская спецтехника имеет ключевое значение лишь в ограниченном перечне отраслей.

Остальная часть рынка представлена брендами из других стран. Около 35% занимают машины российских производителей, чей ассортимент покрывает практически все основные сегменты. Также весьма широко представлена спецтехника корейского, белорусского и китайского производства, которая при необходимости вполне может заменить ушедшие западные бренды.

Что ожидает владельцев и пользователей спецтехники

Запрет на поставки новых автомобилей и повышение пошлин неизбежно приведут к изменениям. Однако они не окажут критического влияния на отрасль. Попавшая под санкции строительная техника будет поставляться через другие страны, а уже имеющаяся в России будет проходить ремонт и дальше использоваться по назначению.
Основными трудностями для владельцев импортной спецтехники станут:

  • проблемы с гарантийным обслуживанием из-за закрытия официальных представительств;

  • сложности с поиском деталей и расходных материалов к уже имеющейся спецтехнике;

  • удорожание комплектующих, которое приведет к росту затрат на обслуживание машин;

  • увеличение сроков поставки запчастей по причине изменения логистических цепочек;

  • необходимость искать новых партнеров внутри России и в других странах.

Как будет развиваться ситуация с новой спецтехникой

Ограничения со стороны западных стран освобождают на рынке огромную нишу, которая неизбежно будет заполнена представителями из других регионов. Уже сейчас идет быстрое замещение европейских марок брендами из Юго-Восточной Азии. Санкции Японии на спецтехнику открыли путь для захода в Россию китайских производителей Sany, XCMG, Zoomlion, Shantui и многих других.

Активность в данном сегменте проявляют турецкая компания Hidromek, а также белорусские заводы БелАЗ, МоАЗ, Volat. Практически вся попавшая под санкции дорожная техника в короткие сроки может быть замещена продукцией российских производителей. «КамАЗ», «ЧТЗ», ТВЭКС, ЧСДМ и другие предприятия выпускают грузовики, самосвалы, грейдеры, экскаваторы и бульдозеры, которые не уступают по качеству импортным аналогам, но стоят на порядок дешевле.

Исходя из этого, можно сделать выводы, что ни одна отрасль не будет испытывать недостатка в выборе специализированной техники. Причем благодаря субсидированию кредитных ставок, льготному лизингу и другим мерам, принимаемых Правительством РФ в рамках импортозамещения, именно у российского машиностроения самые высокие шансы полностью закрыть потребность рынка.